Гусеничный бульдозер ДТ75 выпускается Волгоградским тракторным заводом. С момента запуска модели в серийное производство было реализовано достаточное количество рестайлингов и модернизаций. Конструкторы постоянно работают над улучшением эксплуатационных характеристик и повышением уровня комфортабельности бульдозера, чтобы предоставить потенциальному потребителю максимально качественный продукт.
Содержание
- 1 ВгТЗ. Гибель титана
- 2 ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
- 3 Область применения
- 4 Технические характеристики трактора ДТ-75
- 5 ДВИГАТЕЛЬ
- 6 Основное назначение техники
- 7 Основы функционирования
- 8 Сведения об устройстве бульдозера
- 9 Практичный и функциональный бульдозер
- 10 Преимущества
- 11 Варианты навесного качественного оборудования
- 12 Фото бульдозера ДТ75
ВгТЗ. Гибель титана
Бывшие работники Волгоградского тракторного завода вспоминают, что в былые времена это гигантское предприятие работало в четыре смены, т.е. в круглосуточном режиме. При этом главный конвейер выдавал около ста тракторов за смену; экспортный конвейер – от 20-ти до 25-ти. Плюс к этому, оборонные спеццеха завода выпускали от 50-ти до 60-ти единиц БМД и БТРД в месяц.
Основной моделью ВгТЗ и базой для целого семейства гусеничных тракторов был именно ДТ-75, запущенный в серийное производство в декабре 1963 г. Сталинградский тракторный завод стал одним из первых крупных промышленных предприятий, построенных Советским Союзом «с нуля» в 1926-1930 гг. В годы Сталинградской битвы ожесточённые бои шли непосредственно на территории завода.
ВгТЗ, переживший самое страшное военное сражение ХХ века, не пережил варварской «прихватизации» и экономических «реформ». В 90-е годы предприятие было поделено между несколькими собственниками, и за несколько лет скрытого грабежа осталось существовать лишь на бумаге.
Центральные проходные ВгТЗ
Видимость развития и работы при этом сохранялась: конструкторское бюро продолжало «выдавать» новые модели, опытные образцы которых выставлялись на выставках; в прессу регулярно вбрасывались материалы о грядущей модернизации производства; знаменитая колоннада центральных проходных выглядела, как всегда, незыблемо и внушительно… А «из задних ворот» завода постоянно выезжали КамАЗы, загруженные тоннами мнимого «металлолома»: станков и прочего промышленного оборудования.
Сейчас ВгТЗ находится в руинированном состоянии, похожем на декорации фильмов об апокалипсисе. Волгоградские энтузиасты сделали снимки разрушенных цехов завода с квадрокоптера и опубликовали их вместе с его фотографиями после фашистских бомбардировок. Сходство потрясающее.
Это интересно: Технические характеристики автобетононасосов CIFA
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
Бульдозер ДТ 75 (ВДЗ 42 или ДЗ 42) выпускается Волгоградским тракторным заводом. Модель выполнена на базе стандартного гусеничного трактора ДТ 75, дополненного различным бульдозерным оборудованием. Технику отличают универсальность, достаточно высокий уровень комфорта, повышенная проходимость и большой ресурс работы.
Длительный период ДТ 75 оставался лидером российского рынка среди бульдозеров 3 тягового класса. Бульдозер получил широкое распространение в различных сферах при операциях с землей. Машина эффективно справлялась с планировкой и выравниванием участков, очисткой дорог от грязи и снега, выкорчевыванием кустарников и небольших деревьев, транспортировкой значительных объемов грунта, песка, гравия и сыпучих стройматериалов. Отличная проходимость позволяла эксплуатировать бульдозер на болотистой местности и бездорожье.
ДТ 75 является настоящим долгожителем российских строек. Удачная конструкция позволяет технике уверенно выполнять свои функции и сегодня. При этом производство серьезно модернизированных версий данного бульдозера продолжается.
Доступные версии:
- ДТ 75 – базовое исполнение;
- ДТ 75Б – вариация с широкими гусеницами для работы на болотистой местности;
- ДТ 75К – модификация с модернизированной трансмиссией;
- ДТ 75Д – модель с двигателем А-41;
- ДТ 75Н – версия с мотором СМД-18Н;
- ДТ 75РМ – вариация с агрегатом РМ-120.
Область применения
Годы функционирования техники вызвали необходимость множественной ее модернизации, позволившей улучшить комфортабельность работы бульдозериста, существенно повысить производительность техники в обширном сегменте использования:
- машина разрабатывает грунт и роет ямы на стройках;
- выполняет манипуляции для гидромелиоративных целей;
- выкорчевывает пни;
- очищает города и трассы от снега и грязи;
- работает на болотистой почве и при бездорожье;
- перемещает большие объемы сыпучих материалов;
- выполняет погрузочно-разгрузочные действия.
Назначение этой модели бульдозера, по отзывам ее владельцев, достаточно широкое. Техника используется на сельскохозяйственных угодьях, многочисленных строительных объектах. Если прикрепить специальные навески, техника удачно работает при уборке снега. Многие специализированные фирмы желают купить агрегат для планирования почвы, выполнения при строительных действиях погрузочно-разгрузочных процессов.
Применение разнообразных навесных устройств дает шанс использовать механизм в расширенном перечне сфер промышленности. Многочисленные узлы закреплены на мощной сварной раме, представляющей собой пару продольных лонжеронов. У них сечение прямоугольное, причем по длине выполнены соединения надежными поперечными связями. Такая основа гарантирует качество вспашки, действий по снегозадержанию, выполнения работ по планированию грунта.
Технические характеристики трактора ДТ-75
Как уже было отмечено, основное предназначение трактора – это работа в сельском хозяйстве. «Стихия» ДТ-75 – пахота, сплошное культивирование полей, боронование, лущение стерни, посев и уборка сельскохозяйственных культур, снегозадержание. Однако возможность агрегатирования трактора с более чем сотней навесных, полунавесных и прицепных орудий позволяет применять его в самом широком спектре землеройных, мелиоративных и дорожных работ; на лесозаготовках; с водоотливными, сварочными и бурильными установками.
Конечно, в строительной, дорожной и промышленных сферах бульдозеры на базе ДТ-75 не сравнится по мощности и производительности со специализированными челябинскими промышленными тракторами. Однако неприхотливый и надёжный ДТ-75 может успешно применяться не только на селе, но и в городе, и на не обустроенных территориях, без какой-либо производственной базы.
Двигатели ДТ-75
Четырёхцилиндровые, четырёхтактные дизельные моторы:
- СМД-14 производства Харьковского моторостроительного завода «Серп и молот». С рабочим объёмом 6,33 л. и мощностью 75 л./с., при 1,7 тыс. оборотов коленвала в минуту. Удельный расход топлива при номинальной мощности – 218г/кВт.ч. Диаметр цилиндра – 120мм; ход поршня – 140м.
- СМД-18Н отличается от «14-го» наличием турбонаддува и увеличенной до 95 л./с. мощностью.
- А-41 и А-41СИ, а также их аналог Д-440-21, все – производства Алтайского Моторного завода. Мощность – 90 л./с. Диаметр цилиндров – 130 мм. Ход поршня – 140 мм. Рабочий объём цилиндров – 7,43 литра.
ДТ-75 с эмблемой ВгТЗ в музее
Шестицилиндровый четырёхтактный дизель:
- СМД-66 (поступал с Харьковского и Белгородского моторных заводов). Рабочий объём цилиндров – 9,15 литров. Мощность – 170 л./с. Устанавливался на «промышленную» модификацию ДТ-75С, призванную значительно повысить производительность трактора при его применении вне сельского хозяйства. К примеру, в качестве бульдозера на строительных или дорожных работах.
Кстати, этим же дизельным двигателем оснащался ДТ-175 «Волгарь» – перспективная модель ВгТЗ, чисто сельскохозяйственного назначения, запущенная в серию в 1986 году, и уже в 1992-м «приказавшая долго жить» стараниями «реформаторов».
Более подробно об особенностях и технических характеристиках трактора ДТ-175, вы можете узнать из нашей статьи: ДТ-175 «Волгарь»: технические характеристики
Двигатель на ДТ-75 оборудован одноцилиндровым «пускачом» – пусковым бензиновым двигателем ПД-10У мощностью 10 л.с. с электростартером; а также сухой двухдисковой муфтой сцепления постоянно-замкнутого типа. Для прогревания двигателя перед запуском при морозной температуре окружающего воздуха на ДТ-75 предназначен предпусковой подогреватель ПЖБ-200. Мотор установлен на специальную эластичную подвеску автомобильного типа; крепится к раме трактора в четырёх точках.
Особенности конструкции ДТ-75 и основные параметры в цифрах
Рама трактора – сварная, состоящая из двух продольных сварных лонжеронов замкнутого прямоугольного сечения. Лонжероны соединены между собою поперечными связями-трубами. Механизмы коробки передач и заднего моста скомпонованы в едином корпусе. Задний мост снабжён двумя одноступенчатыми планетарными механизмами поворота с ленточными тормозами. Планетарный механизм способствует снижению усилий на рычагах поворотов трактора. В ходовую часть входят колёса ведущие и направляющие, поддерживающие ролики с резиновыми бандажами, 4 балансирных каретки подвески и 2 гусеничные цепи.
На архивном фото – ДТ-75 первого поколения
- Габаритные размеры ДТ-75 1-го поколения – (длина х ширина х высота, в мм): 3480 х 1740 х 2304.
- Габаритные размеры ДТ-75М (2-го поколения) – (длина х ширина х высота, в мм): 4240 х 1850 х 2705.
- Ширина гусениц – 390 или 470 мм.
- Агротехнический просвет – 380 мм.
- Масса ДТ-75 1-го поколения – 5550-6050 кг конструктивная; 5840-6360 кг эксплуатационная.
- Масса ДТ-75 2-го поколения – 6170-6740 кг конструктивная; 6640-7210 кг эксплуатационная.
- Ширина колеи – 1330 мм.
- Число передач переднего хода: 7 основных; 16 – с включенным ходоуменьшителем.
- Число передач заднего хода: 1 основная; 4 – с включенным ходоуменьшителем.
- Вместимость топливного бака: у тракторов 1-го поколения – 240 литров; второго – 260 литров.
Трансмиссия трактора ДТ-75
Вырабатываемая двигателем мощность передаётся на ходовую часть ДТ-75 посредством гидромеханической трансмиссии, с использованием гидротрансформатора.
Коробка передач ДТ-75, в едином блоке с задним мостом
Основные элементы трансмиссии трактора следующие:
- Фрикционная муфта сцепления, крепящаяся к маховику мотора. Её предназначение – передача крутящего момента к последующим агрегатам; плавное разъединение и соединение силовой установки с коробкой передач.
- Механическая коробка передач, расположенная в едином корпусе с механизмом заднего моста. КПП отвечает за движение трактора на основных и технологических передачах, передним и задним ходом.
- Главная передача. Размещена непосредственно в корпусе заднего моста. Состоит из конической шестерни вторичного вала КПП и ведомой шестерни механизма поворотов.
- Два планетарных механизма поворотов.
- Полуоси и конечные передачи бортовых редукторов, закрепленные по обеим сторонам моста.
- Вал отбора мощности (ВОМ) – для передачи энергии к агрегатируемым с трактором машинам и механизмам.
Ходовая часть и управление трактором ДТ-75
Ходовая часть ДТ-75 служит для преобразования энергии вращения зубчатого ведущего колеса конечной передачи в поступательное движение трактора. Весь корпус также опирается на ходовую часть, которая обеспечивает сцепление с землёй.
Основные составляющие ходовой части:
- балансирующие каретки подвески;
- гусеницы;
- направляющие и ведущие колеса;
- поддерживающие ролики с резиновыми бандажами.
На гусеничных звеньях предусмотрены перекрытия беговых дорожек, для движения опорных катков гусеничной цепи без толчков и ударов. Подвеска отличается эластичностью и имеет сбалансированностью, поэтому трактор может передвигаться плавно даже с навесными орудиями. Каждая из 4-х кареток подвески ДТ-75 установлена на цапфах (по 2 каретки с обоих сторон).
Каретка представляет собой тележку, составленную из внутреннего и внешнего балансиров, соединённых друг с другом осью качания. Опорные катки попарно закреплены на нижних концах балансиров, а сверху балансиры распирает рессорные пружины цилиндрической формы.
Ходовая часть трактора ДТ-75
Специальное направляющее колесо (в передней части; установленное на 2-х конических роликовых подшипниках) изменяет направление движения сбегающей гусеничной цепи, не давая ей при этом терять натяжение. Регулировка степени натяжения осуществляется с помощью специального натяжного механизма.
Роликов (поддерживающих) в механизме ходовой также четыре, по 2 с каждой стороны. Они направляют гусеницу при помощи ободьев и не дают ей провиснуть. Гусеница состоит из звеньев, и каждый трак является сложной стальной отливкой с 7 проушинами, сгруппированными по 3 с внешней и по 4 с внутренней стороны. Способом управления поворотами в процессе движения является затормаживание одной из гусениц, а также отключение отстающей гусеницы.
ДВИГАТЕЛЬ
ДТ 75 комплектовался 4 типами двигателей:
- 4-тактным дизельным бескомпрессорным агрегатом СМД-14 с вихрекамерным смесеобразованием и жидкостным охлаждением. Мотор устанавливался на начальные версии серии. Мощность силовой установки составляла 75 л.с.;
- 4-тактным дизелем СМД-18Н с жидкостной системой охлаждения, непосредственным впрыском горючего, 4 цилиндрами и турбонаддувом. Данным агрегатом оснащалась большая часть бульдозеров ДТ 75. Двигатель имел рабочий объем 6,33 л, номинальную мощность – 70 (95) кВт (л.с.), расчетную частоту вращения – 1800 об/мин, диаметр цилиндра – 120 мм. Удельное потребление топлива равнялось 224 (165) г/кВт в час (г/л.с. в час);
- дизельным 4-цилиндровым мотором А-41 с жидкостным охлаждением, вертикальной схемой расположения цилиндров и прямым впрыском. Агрегат имел чугунные гильзы с особой обработкой поверхности и 2-клапанную систему газораспределения. Параметры мотора А-41: рабочий объем – 7,43 л, мощность – 90 л.с., расчетная частота вращения – 1750 об/мин, диаметр цилиндра – 130 мм;
- агрегатом РМ-120, функционирующим на дизельном топливе. Данный агрегат устанавливался на версию ДТ 75РМ.
Топливный бак ДТ 75 вмещал до 360 л горючего. Для эксплуатации в регионах с суровыми зимами предлагался предпусковой подогреватель.
Основное назначение техники
Бульдозер данной марки характеризуется достаточно широкой сферой применения. Техника используется на многочисленных строительных и ремонтных площадках, в сельскохозяйственной сфере.
Трактор можно применять на склонах незначительной крутизны, если угол наклона не превышает показателя 20 градусов.
Оптимальная проходимость устройства позволяет использовать его на болоте и в бездорожье. Если установить специальное навесное оборудование, можно запустить бульдозер на уборку снега. Большинство строительных компаний приобретают технику для выемки почвенного грунта, а также с целью осуществления необходимых в строительстве погрузочных и разгрузочных рабочих процессах.
Использование разнообразного навесного оборудования позволяет применять машину в еще большем количестве областей и сфер.
Многочисленные узлы и механизмы трактора монтируются на прочной сварной раме, которая состоит из двух продольных лонжеронов. Каждый из них имеет особое прямоугольное сечение, а также все соединено поперечными связями. Все это делает процесс вспашки, снегозадержания, посева и уборки культур максимально качественным.
Основы функционирования
При желании машинист ДТ-75 способен просчитать период рабочего цикла, заключающийся в выполнении следующих действий:
- Рабочий ход, при котором производится углубление в почву и ее копка (происходит набор, а затем перемещение набранного грунта).
- Прекращение движения в момент переключения скоростей.
- Время холостого движения, чтобы вернуть агрегат в начальную точку.
- Остановка, необходимая для переключения на рабочий ход.
Сначала подрезанный, а затем отделенный грунт накапливается перед ножом, заполняя отвал до верха. Потом отвальный механизм приподнимается до кромки земной поверхности, его содержимое перемещается в требуемое место. Если требуется выровнять по плоскости снятый грунт, тогда отвал при перемещении машины равномерно приподнимают. Отменные показатели маневренности позволяют водителю начинать каждый цикл на другом месте.
Эксплуатация
Выпускались 4 комплектации землеройной машины этой модели:
- С1 — присутствовали выносные цилиндры, узлы задней навески и гидравлики;
- С2 — добавлен распределитель и бак гидравлики;
- С3 — отсутствует дополнительное оборудование;
- С4 — аналогичен С1, но отсутствует выносной цилиндр.
Чтобы переместить спецтехнику на место работы автотранспортом, желательно точно знать заранее, какая масса бульдозера вместе с навесными приспособлениями будет транспортироваться. Хотя раньше распространен был вариант перемещения железнодорожными платформами, использование автомобильной техники оказалось значительно экономичнее.
Здесь можно скачать бесплатно инструкцию по эксплуатации трактора ДТ-75.
Расход топлива
Паспортный расход солярки за час интенсивной работы — 15 л, если на агрегате смонтирован мотор на 95 л. с.
При иной комплектации трактора этот показатель способен существенно повышаться. Дизельное топливо заправляют в увеличенный до 380 л бак.
Сведения об устройстве бульдозера
Бульдозер отличается идеальными конструкционными данными, что дает возможность свести к минимуму общий уровень производимого рабочего давления, которое находится в системе гидравлики. Каждую конструкционную деталь машины стоит рассмотреть более подробно.
Двигатель ДТ 75
Техника оснащена надежным четырехтактным двигателем. Уровень его номинальной мощности держится в среднем на уровне примерно 95 л.с. Все комплектующие силового устройства производитель закупает в Финляндии.
Отличительной характеристикой двигателей является наличие специального предпускового прогревания, что значительно облегчает запуск всего оборудования в целом.
Трансмиссия
Трансмиссия представляет собой многоступенчатую коробку передач, которая работает с 10 разными скоростями. Благодаря этому можно без проблем эксплуатировать бульдозер в разных условиях. Подобная качественная трансмиссия, которая работает в паре двигателем, дает возможность свести к минимуму общее количество потребляемого топлива.
Кабина
Производители отлично поработали над кабиной данного оборудования. Она отличается идеальными показателями звукоизоляции, так как получилось добиться оптимальной герметичности многочисленных соединений. Оператору внутри кабины работать комфортно и удобно, причем в разные сезоны. Кабина оснащена и функцией комфортного подогрева и охлаждения Все приборы и многочисленные механизмы расположены в полном соответствии с установленными требованиями.
Ходовая
Ходовая система отличается высокими показателями эластичности. Она унифицирована с моделью ДТ-54. В подвеску техники введены разные дополнительного характера рессоры, которые снижают дифферент машины.
Топливная система
Емкость топливных баков машины составляют примерно 300 литров. Если учесть, что бульдозер в процессе работы тратит достаточно много топлива по причине высокой мощности двигателя, объем бака является идеальным.
Практичный и функциональный бульдозер
Отвал бульдозера ДТ 75 имеет размеры: ширина — 2520 миллиметров, высота — 800 миллиметров. Бывают модификации с поворотными и стационарными отвалами. Стационарное оборудование используется для засыпания ям, рвов и траншей, когда слой грунта просто необходимо столкнуть вниз. Для очистки дорог используется поворотный отвал, который позволяет отбрасывать снег на обочину, освобождая тем самым проезжую часть, и позволяя транспорту беспрепятственно по ней передвигаться.
Вес бульдозера ДТ 75 с основным оборудованием достигает 7,4 тонн. При установке на трактор дополнительных надстроек это значение будет увеличиваться. ДТ 75 может использоваться на лесозаготовительных хозяйствах в качестве погрузчика, для рытья каналов и траншей, для орошения и мелиорации полей. Он отличается простотой конструкции, которая позволяет оперативно проводить локальный ремонт прямо в полевых условиях. Двигатель не требователен к качеству горюче-смазочных материалов и имеет высокий запас прочности. Запчасти на бульдозер ДТ 75 можно приобрести у официальных дилеров завода-изготовителя. Все необходимые ремонтные комплекты выпускаются с запасом, поэтому достать их не составит труда.
Кабина водителя не отличается изяществом. В салоне расположены только необходимые для управления механизмы и контрольные приборы. Места в кабине, мягко говоря, не много, так что людям с плотным телосложением будет немного тесновато. Зато обеспечивается хорошая шумоизоляция и герметичность. Также дополнительно устанавливаются кондиционеры либо отопители салона, в зависимости от местности, на которой техника будет использоваться. Внешняя отделка тоже не изобилует декоративными элементами. За ненадобностью убраны и многие детали, без которых невозможно представить ни один серийный автомобиль. Отсутствуют указатели направления поворота и зеркала заднего вида. Из световых приборов имеются лишь две круглые передние фары, расположенные над капотом, и два задних фонаря, закрепленные над стеклом. Для очистки лобового стекла во время осадков есть один дворник, установленный на верхнюю раму окна.
На сегодняшний день было выпущено около 3 миллионов бульдозеров ДТ 75. И они до сих пор не сдают свои позиции на конвейере, так что эта цифра будет расти. Цена бульдозера ДТ 75 составляет 940 тысяч рублей на новую модель. На вторичном рынке можно приобрести вполне хорошую технику от 150 тысяч рублей.
Преимущества
Достоинством именно этого агрегата стала его повышенная проходимость, обеспеченная расширенными показателями полотна гусениц. Они в разных вариантах исполнения имели 390–470 мм ширины при клиренсе 326–380 мм. Эти показатели позволяют трактору успешно трудиться на наиболее сложных грунтах без потери качества действий и производительности.
Габариты бульдозера ДТ-75
При паспортном расходе топлива установка свободно перемещается по территории на скорости 12 км/ч. Одновременно у агрегата присутствуют и иные преимущества:
- Оптимальные габариты.
- Повышенная устойчивость.
- Легкая замена узлов.
- Хорошая производительность.
- Продолжительная эксплуатация.
- Присутствие предпускового нагревателя, что позволяет успешно и продуктивно действовать при пониженной температуре.
- Гармоничные технические параметры.
Чтобы убедиться в достоинствах использования этого бульдозера, совсем необязательно посещать строительные площадки, достаточно прочитать отклики пользователей об агрегате, чтобы понять, насколько рентабельным капиталовложением станет приобретение этой модели спецтехники.
Варианты навесного качественного оборудования
На данный бульдозер может быть установлено самое разное навесное оборудование. Все зависит от поставленных целей, а также от общих особенностей работ.
Есть детали, которые применяются для применения в сельском хозяйстве, для очистки снега. В качестве навесного функционального оборудования может быть использован стационарный или специальный поворотный отвал.
Бульдозер данной марки гарантирует полную безопасность и надежность используемого навесного оборудования и ходовой системы в целом.
Фото бульдозера ДТ75
Ниже представлены фотографии бульдозера в различном техническом состоянии.