Технические характеристики экскаваторов драглайн (dragline): устройство, фото и видео

Драглайн экскаваторы – это колоссального вида спецмашины для различного вида копательных и подъёмных земляных работ большого объёма. Выпускаются на основе гусеничных и колёсных шасси либо на шагающем ходу. В качестве рабочего оборудования могут иметь одинарный ковш, стрелу, всевозможные лебёдки (подъёмные и тяговые), клиновой разрыхлитель, системы силового полиспаста. Также имеют более простое «народное» название – «тянуша». Позволяют в 3-4 раза снизить трудоёмкость землеройных работ и затраты на производство вскрыши.

Область применения драглайна

Многие не знают, что такое драглайн, и даже никогда не слышали этого слова. Это одноковшовый экскаватор с длинной стрелой (до 100 м), которая соединяется с ковшом посредством тросового механизма. Эта конструктивная особенность позволяет производить копание только «на себя» в сторону экскаватора. Агрегаты могут отличаться глубиной копания и выгрузки.

Такие экскаваторы эксплуатируются при разработке грунта, который расположен ниже места нахождения агрегата. Это позволяет использовать их для рытья карьеров, котлованов, создания насыпей. Техника также активно применяется при гидротехническом и мелиоративном строительстве, при создании автомагистралей и железных дорог.

Эффективность спецтехники достигается за счет того, что характеристики драглайна превосходят параметры экскаваторов, оборудование которых представляется прямой и обратной лопатой.

Где применяется драглайн

Основными направлениями, где принято применять драглайн, являются:

  • Карьеры, где с помощью техники разрабатывают породы, недоступные для классического экскаватора.
  • Гидротехническое строительство различных объектов.
  • Очистка водоемов.
  • Подъем больших земляных, сыпучих, каменных грузов.
  • Постройка прудов и каналов.
  • Мелиоративные работы.

Большие объемы выемки и высокая производительность достигаются экскаваторами потому, что драглайны обладают мощными техническими характеристиками:

  • Длина стрелы варьируется в пределах 100 м. Удлиненная конструкция имеет большие преимущества выемки перед обратным и прямым ковшом, что увеличивает радиус действия. Когда возникает необходимость, то длина стрелы увеличивается, если добавить специальные вставки, которые размещаются между верхней и нижней частями. Для длинной стрелы применяется ковш средней емкости, чтобы правильно копать и не сбивать угол наклона стрелы, который варьируется от 30 до 45º.
  • Экскаватор «обратная лопата» или «прямая лопата» имеет разный объем ковша. В среднем, его вместимость составляет 20-168 м³.
  • Стрела состоит из легкой решетчатой конструкции, которая и обеспечивает грузоподъемность и высоту выгрузки.
  • Большой радиус захвата.
  • Максимальная глубина выемки грунта.
  • Управление стрелой и тросом осуществляется тросовым механизмом, который состоит из тяговых и подъемных канатов и цепей.
  • Ковш перемещается маятниковым методом.
  • Весит драглайн в среднем больше 8 т.

Как работает драглайн

Многоковшовые или одноковшовые механизмы работают следующим образом. Их задача состоит в том, чтобы сначала раскачать лопату на цепях, а потом быстро переместить к месту разработки. Это достигается за счет собственного веса, который обеспечивает максимальную глубину погружения. После этого запускается либо подъемный, либо тяговый механизм канатов, что помогает подрезать грунт и переместить его к отвалу. Отсюда породу забирают специальные экскаваторы-погрузчики.

Разрыхлитель — шаровый или клиновый — применяется, когда грунт мерзлый или очень твердый.

Шагающие драглайны считаются мощными и производительными. Отличаются они большим весом, который превышает десятки или сотни тысяч тонн. Устанавливается техника на гусеничные и колесные шасси, дополнительно устанавливаются мощные опоры.

Передвигаются такие экскаваторы особым, шагающим ходом, который имеет гидравлический или кривошипно-рычажный привод. Шагает экскаватор-драглайн прямая и обратная лопата поэтапно. Сначала делает первый шаг. Машина должна в этот момент находиться в неподвижном состоянии, располагаясь на широкой опорной платформе-площадке. Если возникает необходимость, то драглайн могут поставить еще на «лыжи», которые в движение приводятся с помощью пара гидроцилиндров.

Потом экскаватор делает шаг и опускается на площадку. Скорость движения техники составляет всего 100 м/час. Большей скорости не надо, особенно в условиях разработки карьера или сооружения различных объектов.

Когда драглайн надо переместить в другое место, применяются специальные тяжелогрузные транспортировщики. Они способны перевезти технику на расстояние не больше 80 км, для работы на более дальних расстояниях экскаватор полностью разбирают на части, а потом на месте собирают.

В перечень наиболее крупных производителей подобной техники входят следующие страны:

  • Италия;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Япония;
  • Россия;
  • Украина.

Лидером в производстве драглайнов шагающего типа является российская компания «Уралмаш». Экскаваторы этого завода имеют объем ковша в пределах 11-100 м³, протяженность стрелы варьируется от 65 до 100 м³. Подобные параметры позволяют применять технику Уралмаша на разработках бассейнов угля, бокситов, железных и марганцевых руд.

Более легкой моделью является экскаватор Хитачи, который передвигается на гусеничном ходу. Машина обладает более удлиненной стрелой, чем остальные драглайны, имеет большие радиус захвата и глубину копания. Применяется Хитачи в регионах, где существуют сложные условия работы. Разработчики предпочитают Хитачи, из-за того что экскаватор стоит прочно на грунте.

Существуют и минусы в работе драглайнов. Гибкая система подвески ковша не обеспечивает точность копания и выгрузки. Несколько затруднительна погрузка земли в транспорт, поэтому применяют отвалы. Низкое усилие в работе связано с большой продолжительностью рабочего цикла.

Экскаватор одноковшовый на гусеничном ходу

Роторный экскаватор

Обзор модельного ряда экскаваторов ЮМЗ: технические характеристики ЮМЗ-6, ЭО-2621, сколько весит трактор Петушок

Технические характеристики и модификации экскаватора ЭО-4225

Технические характеристики и модификации корейского экскаватора ЭО-33211

Одноковшовый колесный экскаватор ЭО-3322

Конструктивные особенности драглайна

Данный вид экскаватора является самым сложным в управлении, но он имеет преимущество перед аналогичной спецтехникой в том, что его можно одновременно оснастить различным оборудованием, которое функционирует на канатах.

Главные технические особенности драглайна:

Рабочие размеры драглайна

  • Длинная стрела — решетчатая и легкая, но отличается большими показателями грузоподъемности.
  • Большой вес агрегата – может достигать 8000 тонн.
  • Объемный ковш с гибкой подвеской и вместимостью до 168 кубометров позволяет увеличить глубину и радиус копания.

Главное отличие конструкции драглайна – это тросовый механизм. Благодаря ему осуществляется управление стрелой и ковшом. Это позволяет проводить работы на сложных грунтах и в труднодоступных местах. Результат выполнения задачи напрямую зависит от квалификации оператора.

Перемещение ковша производится маятниковыми движениями непосредственно к месту, и ковш быстро погружается в грунтовую породу под воздействием собственного веса. Затем при помощи подъемно-тягового канатного механизма грунт подрезается, транспортируется и вываливается в определенное место. Погружать грунт непосредственно в машины невозможно из-за гибкой подвески, поэтому дополнительно необходимо задействовать погрузчик.

При выполнении работ в неблагоприятных условиях с мерзлой или сильно твердой почвой сначала необходимо провести ее предварительное разрыхление.

Экскаваторы данного вида ценятся за высокую производительность, позволяющую выполнять большой объем работ, и за возможность эксплуатации техники в работах на глубине, где другие агрегаты просто не справятся.

Популярные модели драглайна

Существует большое разнообразие экскаваторов с драглайнами, которые выпускают как отечественные, так и зарубежные производители. В России популярными являются следующие:

  • ЭО-4112А-1 – тросовый экскаватор от Донецкого завода экскаваторов. Это агрегат на гусеничном ходу, оснащенный навесным оборудованием.
  • Модели с оборудованием вида ЭШ – большие электрические экскаваторы с объемом ковша до 20 кубометров от Новокраматорского машиностроительного завода.
  • Модели ЭШ с объемом ковша 100 кубических метров и экскаваторы ЭДГ с ковшом до 8,5 куб. м от ОМЗ «Горное оборудование и технологии».

Среди иностранной техники с драглайном особой популярностью пользуются агрегаты от компании Хитачи. Модель Hitachi ZX330-3 на гусеничном ходу с удлиненной стрелой характеризуется высокой степенью надежности, эффективностью и прочностью, хорошо зарекомендовала себя в трудных и неблагоприятных рабочих условиях.

Технические характеристики:

  • Вес агрегата – 40 тонн.
  • Объем ковша – 1,4 куб. м.
  • Повышенная маневренность.
  • Оснащение дизельным ДВС.

Характеристика экскаватора HITACHI ZX 330

Производители экскаваторов драглайнов

Производством экскаваторов драглайнов занимаются крупные фирмы-изготовители спецмашин России, Украины, США, Японии, Италии и др. Самый известный в мире экскаватор-гигант «Биг Маски» был построен в 1969-м году фирмой Bucyrus для угольной компании Огайо, он весил 14,5 тысяч тонн и был высотой в 20-этажный дом. А вот на изготовлении шагающих экскаваторов сейчас специализируются только 3 производителя: Российский «Уралмаш» и американские P&H и Bucyrus.

«Уралмаш»

Завод «Уралмаш» — это крупнейший в мире изготовитель высокомощных шагающих драглайнов (традиционная маркировка – ЭШ, экскаватор шагающий). Его машины с ковшом от 11-ти до 100 м3 и стрелой длины от 65-ти до 100 м поставляются на горные разработки Индии, Монголии, Китая и бывших союзных республик, где работают на добыче угля, бокситов, железных и марганцевых руд.

Ниже приведена сравнительная таблица технических характеристик моделей Драглайнов «Уралмаш».

Характеристики ЭШ 11.75 ЭШ 20.90 ЭШ 25.90 ЭШ 15.100 ЭШ 40.100 ЭШ 30.110
Ковш, объём, м3 11 20 25 15 40 30
Стрела, м 75 90 91 100 100 110
Производительность, м3/ч 569 965 1200 725 1710 1210
Глубина черпания, м 38 42.5 47 42.5 47 53
Площадь опоры 91.56 165.0 183.0 165.0 254.0 254.0
Размер «башмака», м/м 1,9/11,6 2,5/13,0 2,9/14,0 2,5/13,0 3,96/17,2 3,96/17,2
Давление на грунт, Мпа 0,092 0,103 0,191 0,105 0,137 0,137
Рабочая масса, тонн 843,0 1690,0 1900,0 1710,0 3310,0 3420,0

Экскаватор драглайн ЭШ 20.90

Хитачи

Альтернативой и отличным помощником экскаватору Драглайну может выступить более легкая гусеничная модель «Хитачи» с удлиненной стрелой, большим радиусом захвата и глубиной копания Hitachi ZX330-3. Он показывает высокую эффективность работы в тяжелых условиях, а также прочность и надежность.

На экскаваторе Hitachi ZX 330-3 установлен дизельный двигатель и стрела длиной 6,4 м с ковшом объёмом 1,4 м3. При общем весе всего 40 тонн радиус разворота платформы составляет 3,4 м, а скорость поворота – 10,7 об/мин. Этот маневренный копатель даст возможность работы на наиболее сложных участках разработки.

На видео экскаватор драглайн в работе

Особенности конструкции драглайна

Драглайн по своей конструкции выгодно отличается от различной подобной техники тем, что имеет возможность к одновременной установке большого количества необходимого оборудования, которое управляется канатами.

Среди технических возможностей драглайнера отличают:

  • Стрела 100 — метровой длины;
  • Ковш, вместимостью до 168 м3;
  • Тросовый механизм;
  • Вес больше 8000 тонн.

Стрела агрегата решётчатая и лёгкая, несмотря на это, обладает большой грузоподъёмностью.

Ковш с гибкой подвеской помогает увеличить радиус и глубину копания.

Тросовый механизм, при помощи которого идёт управление стрелой и ковшом, позволяет производить различные манипуляции в труднодоступных местах. Однако тут важным элементом является опыт оператора.

Ковш перемещается к самому месту забора грунта при помощи маятниковых движений, и в начале раскачиваясь на цепях, при достижении необходимого места быстро погружается в грунт.

Это погружение происходит под действием собственного веса ковша.

После погружения при помощи подъёмного и тягового канатов грунт подрезают и перемещают к месту выгрузки.

При работах в сложных условиях, мёрзлом или твёрдом грунте, его сначала разрыхляют специальным устройством.

Важно помнить, что сама подвеска гибкая и это снижает вероятность точности копания и погрузке содержимого из ковша.

Из-за этой особенности грунт не погружается прямо в машины. А наваливается в определённое место, где потом работает погрузчик.

Ценность агрегатов такого типа в больших масштабах выполняемых работ, возможности работ на большой глубине, где использование другой техники не представляется быть возможным.

Обзор и сравнение моделей

Среди основных моделей в нашей стране пользуются хорошим спросом отечественные модели. Их есть несколько модификаций, и выпускаются они разными предприятиями.

Например, Донецкий завод экскаваторов производит тросовый экскаватор модели ЭО-4112А-1, который передвигается на гусеницах и снабжён навесными приспособлениями драглайн.

В Новокраматорске на машиностроительном заводе выпускают ряд моделей больших электрических экскаваторов с оборудованием типа ЭШ, ковш которого размером до 20м3.

ОМЗ Горное оборудование и технологии так же выпускает модели ЭШ с драглайнами, ковши которых достигают 100 м3, и экскаваторы ЭДГ оборудованные драглайнами с ковшом до 8,5 м3.

Среди зарубежной техники подобного типа альтернативой нашим спецмашинам вполне может выступить модель Хитачи, передвигающаяся на гусеницах и имеющая удлинённую стрелу.

Техника с драглайном, выпускаемая компанией Hitachi ZX330-3 высокоэффективна в трудных условиях работы, отличается высокой надёжностью и прочностью, оснащена дизельным ДВС, ковшом до 1.4 м3, стрелой до 6,5м3, весит 40 тонн. Также данная модель маневренна и удобна в использовании на сложных участках.

Критерии подбора устройства

При определении критериев для подбора техники с драглайном важно чётко знать, для каких именно работ нужна техника.

Драглайн это строительная техника определённого вида, которая работает с грунтами на больших глубинах. Эта техника бывает двух типов:

  • Одноковшовая периодического действия;
  • Одноковшовая непрерывного действия.

Чтобы выбрать нужную машину, нужно оценить её эксплуатационные возможности. В определении присутствуют типы индексации, где первыми буквами обозначается класс техники (ЭО экскаватор одноковшовый), а дальше перечисляются основные индексы:

  • размер экскаватора (вместимость ковша);
  • ходовая часть;
  • устройство рабочей подвески;
  • порядковый номер модели экскаватора.

После определения основных индексов, указываются буквенные индексы, которыми обозначают порядковую модернизацию (А, Б), климатическое использование (С, ХЛ, Т, ТВ).

Что касается конструкций оборудования, тут обозначение идёт цифровое:

  • 1 подвеска гибкая (канатные полиспасты);
  • 2 подвеска жесткая (гидроцилиндры);
  • 3 — телескопическое.

Экскаваторы с оборудованием драглайн отличаются производительностью и большой прочностью. Минусом является только низкая точность копания из-за оснащённости гибкой подвески.

Наличие в рабочем оборудовании гибкой подвески подразумевает деление его на оборудование прямой лопатой или обратной лопатой.

Жесткая же подвеска позволит навешивать на драглайн гидромолот вместо ковша, приводящийся в движение насосами гидросистемы агрегата.

Для выбора типа агрегата основными критериями будут характер и особенности предполагаемых к выполнению им работ. И правильный выбор типа машины тут очень важен.

Шагающие

Наиболее мощные машины с оборудованием Драглайна весят десятки и сотни тысяч тонн, и при установке их на гусеничные (и тем более колёсные) шасси нагрузка на площадку становится слишком велика. Во избежание этого площадь опоры экскаватора была максимально увеличена, а передвижение его поставлено на «шагающий ход» с гидравлическим приводом (для некоторых машин применяется кривошипно-рычажный или механический привод). Один «шаг» происходит в два этапа:

В неподвижном состоянии такая машина стоит на широкой опорной площадке.

При необходимости передвижения вес экскаватора переносится на специальные «лыжи» («башмаки»), управляемые посредством пар гидроцилиндров. Он передвигается на один «шаг» и снова садится на опорную площадку.

Выполняя эти две операции поочередно, Драглайн может двигаться со скоростью не более 100 метров за час. Этого достаточно для небольшого изменения его местоположения относительно разрабатываемого карьера.

ВАЖНО! При необходимости транспортировки шагающих экскаваторов на расстояния до 80-ти км используются тяжелогрузные транспортировщики, а для более дальних перевозок машину приходится разбирать и перевозить частями.

На данный момент наибольшее распространение и популярность приобрели именно «шагающие» Драглайн-экскаваторы, оттеснив в прошлое гусеничные и колёсные модели.

Сфера применения: для чего и как используют технику

Драглайны могут работать там, где другая техника просто бессильна. Именно этот фактор определяет их главное достоинство. Задачи, которые выполняют машины:

  • разработка грунта и отделение его от массива;
  • перемещение и погрузка материала;
  • охват масштабных грунтовых площадей;
  • вскрышные работы (удаление горных пород);
  • использование в мелиоративном строительстве;
  • помощь при добыче полезных ископаемых;
  • создание огромных карьеров и высоких насыпей;
  • активное участие в гидротехнических процессах, постройке магистралей и железных дорог;
  • очищение дна водоёмов.

Область их использования не так уж и широка. А всё благодаря их рабочей массе. Даже самые лёгкие модели драглайнов значительно превышают вес машин с гидравлическим приводом, канатно-блочной системой. В городских условиях они применяются крайне редко.

Плюсы и минусы спецтехники

Преимущества, которые увеличивают производительность и значительно сокращают расходы:

  • Удлинённая и облегчённая стрела (благодаря ей работы могут проводиться на значительном расстоянии от самой машины).
  • Свободное перемещение рабочего органа драглайна (это позволяет делать максимально большие углубления).
  • Большой радиус захвата.
  • Очень объёмный ковш с простой системой управления (снижает издержки, связанные с содержанием техники, служит долго).

Среди недостатков данной спецтехники отмечается гибкая подвеска. Несмотря на то что машина создаёт большое усилие копания, она не всегда способна дать достаточное первоначальное заглубление. Поэтому при наличии очень твёрдых типов грунта необходимо провести предварительное рыхление. Также отмечается проблемная выгрузка материала в транспортные средства. Точность копания и разгрузки невысокая, потому чаще всего используют специальный отвал — место для отсыпки грунта. Дальнейшим его перемещением занимаются погрузчики и самосвалы.

Техника на мировом рынке

За долгую историю существования драглайнов производители всего мира выпустили множество моделей. Часть из них не прижилась и так и осталась неизвестной. Но есть машины, которые пользуются большим спросом на протяжении десятилетий.

В РФ очень популярными моделями остаются: ЭО-4112А-1 (тросовый гусеничный экскаватор с навесным приспособлением от украинского завода экскаваторов города Донецк), с оборудованием ЭШ (электротехника с объёмным ковшом от машиностроительного завода города Новокраматорск), ЭШ с ковшом 100 м 3 и экскаваторы ЭДГ (ковш до 9 м 3 ) от ОМЗ «Горное оборудование и технологии».

Очень популярной стала заграничная техника японского производителя Hitachi. Агрегаты с высоким уровнем надёжности, выносливостью конструкции, удлинённой стрелой, на гусеничном движителе очень эффективны для сложных условий работы и крепких массивов.

Чтобы понять, что такое драглайн, нужно увидеть его в действии. Им нельзя не восхищаться. Массивная и мощная конструкция с лёгкостью справляется с любыми твёрдыми породами и мастерски преодолевает все трудности строительного процесса.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий