Автогрейдер ДЗ 122, 122а и 122б: технические характеристики

Выпуск сложной дорожной строительной техники, такой как автогрейдеры, в СССР начался почти одновременно на трех машиностроительных предприятиях.

После окончания Второй мировой войны этим занялись существовавшие со времен царской России фабрики «Брянский арсенал» и «Завод им. Колющенко», позднее переименованный в «Челябинские строительно-дорожные машины».

В середине пятидесятых годов прошлого века к ним присоединилось вновь созданное специализированное предприятие «ДорМаш». Именно на этом заводе в 1980 году было налажено производство автогрейдера среднего класса ДЗ-122.

Технические характеристики:

Общие данные

Класс 122А
Длина (при поднятом бульдозере с запасным колесом), мм 2 500
Ширина (по шпилькам колеса), мм 3 250
Высота без проблескового маяка, мм А-01МС /
А-01М
Высота c проблесковым маяком, мм 3 500
База (расстояние между осью переднего моста и
осью балансирной тележки), мм)
5 830
База заднего моста (между осями колес), мм 1 440
Колея передний и задних колес, мм 2 000

Ходовая часть

Тип пневмоколесный
Число шин 6
Размер шин 14,00-20,00
Колесная схема 1х2х3
Эксплуатационная масса, кг 14 373

Управление грейдером

Управление рабочими органами гидравлическое
Рулевое управление гидростатистическое
Управление муфтой сцепления механическое с гидроусилителем

Двигатель

Модель А-01МС (дизель)
Полная мощность по SAE, КвТ 99
Частота вращения коленчатого вала при полной
номинальной мощности, C

-1

28,3

Тормоза

Ножные тормоза колодочные на все ведущие колеса
Стояночный тормоз колодочный

Трансмиссия

Муфта сцепления двухдисковая, постоянно замкнутая
Коробка перемены передач У35.606-32 (гидромеханическая)

Задний мост

Главная передача механический двухступенчатый редуктор
Бортовые передачи шестеренные редукторы

Расчетные скорости (без учета буксирования колес при номинальной частоте вращения вала и радиуса колес 555мм) км/ч — вперед

1 передача 7,4
2 передача 13,4
3 передача 24,5
4 передача 43,0

Расчетные скорости (без учета буксирования колес при номинальной частоте вращения вала и радиуса колес 555мм) км/ч — назад

1 передача 7,7
2 передача 25,2

Рабочее оборудование

Отвал полноповоротный
Длина, мм 3 724
Высота с ножами по хорде, мм 620
Урол резания, град. 30-70
Урол срезаемого откоса, град. до 90
Боковой вынос отвала в обе стороны относительно
тяговой рамы, мм
800
дорожный просвет под отвалом в транспортном
оложении, мм, не менее
350
Заглубления, мм, не менее 250

Бульдозерный отвал

Длина, мм 2 475
Высота с ножами по хорде, мм 840
Урол резания, град. 70
Заглубления, мм, не менее 50

Криковщик

Ширина киркования, мм 1 490
Заглубление киркования, мм, не менее 250
Число зубьев 4

Электрооборудование

Схема электрооборудования постоянный ток, однопроводная, (минус) соединен с массой
Номинальное напряжения в сети, В 12 (цепь стартера 24В)
Число зубьев 4

Производитель

Предприятие изготовитель выпускался ЗАО «Дормаш»

ООО «ТД «СПЕЦЗАПЧАСТЬ» — запчасти на грейдер, дорожно-строительную и коммунальную технику, гидрораспределители и гидроцилиндры.

Плюсы и особенности автогрейдера как спецмашины

Автогрейдер – маневренная машина-вездеход с высокими колёсами, большим количеством передач КПП, тремя ведущими мостами, полноповоротным отвалом и универсальным набором навесного оборудования для земляных (планировочных, землеройных) работ.

Модель ДЗ-122 оснащена полноповоротным отвалом, изначально расположенным под углом относительно направления движения машины.

Характеристики грейдера ДЗ-122 от «Машсервис»

Описывая нашу новую продукцию, озвучим следующие массогабаритные, функциональные и технические характеристики автогрейдера ДЗ-122:

  • Длина от нижнего края главного поворотного отвала (спереди машины) до края рыхлителя позади машины – 10 м.
  • Высота кабины – 3,62 м с учётом сигнального фонаря. Отметим, что операторы тяжёлых автогрейдеров «ЧСДМ» ДЗ-98 иногда жалуются на форумах, что у них слишком высокая кабина – 4,25 м, и они не везде могут проехать; кабина ДЗ-122 несколько ниже.
  • Расстояние от оси переднего моста до переднего края вспомогательного отвала, расположенного как бы «внизу» машины между передним и средним мостом, составляет 2,7 м.
  • Дизельный двигатель автогрейдера ДЗ-122, расположенный у заднего моста машины, — отечественный, марки А-01 (6-цилиндровый, производства ОАО «Алтайский моторный завод», эксплуатационная мощность 130-180 л.с.).
  • Масса грейдера – 12-13,8 тонн, в зависимости от оснащения.
  • Максимальное тяговое усилие – порядка 8-ми тонн.
  • Основной полноповоротный грейдерный отвал имеет ширину 3700 мм, высоту с ножами – 630 мм. Ниже уровня почвы он может заглубляться на 0,25 м.
  • Возможна установка бульдозерного отвала, способного заглубляться на 0,5 м: ширина отвала 2527 мм, высота 860 мм.
  • Возможно оснащение трёхзубым рыхлителем.
  • Автогрейдер ДЗ-98 весом около 20-ти тонн, к примеру, имеет 6 скоростей движения вперёд и 6 – при движении назад. Наш средний грейдер ДЗ-122 имеет 6 передач для перемещения вперёд, на которых может достигать скоростей от 4,8 до 36,2 км/ч, и две скорости движения реверсом (4 — 15,6 км/ч).
  • Приобретая мощную спецмашину, многие заказчики интересуются традиционно также расходом топлива. Это закономерно, так как при выполнении «силовых» операций с большой нагрузкой, например, рытье автогрейдером ДЗ-122 кювета возле дорожного полотна, спецтехника может «кушать» много горючего. Наша машина потребляет его при такой операции некритичное количество. Удельный расход топлива ДЗ-122 при вырезании кювета составляет не более 0,08 кг/м

    3

    , согласно техническим характеристикам на машину.

№№ п/п Наименование показателей Значения

1

Эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.)

95,5 – 132 (130 — 180)

2

Эксплуатационная масса, т

12-13,8
3 Длина грейдерного отвала, мм 3700±40
4 Высота грейдерного отвала с ножами, мм 630±15
5 Максимальное тяговое усилие, кН (кГс) 78,91 (8050) ±3%
6 Максимальные скорости на передачах, км/ч
вперёд:
  • на первой передаче
4,8
  • на второй передаче
7,5
  • на третьей передаче
10,7
  • на четвёртой передаче
18,0
  • на пятой передаче
28,8
  • на шестой передаче
36,2
назад:
  • на первой передаче
4,0
  • на второй передаче
15,6
7 Удельный расход топлива при вырезании кювета, кг/м

3

, не более

0,08
8 Температура на рабочем месте машиниста по ГОСТ Р 12.2.011
9 Усилия на органах управления по ГОСТ Р 12.2.011
10 Тормозной путь при скорости движения машины 32 км/ч, м Рабочая тормозная система Резервная тормозная система
холод-ная нагретая холод-ная нагретая
14,23 17,78 28,45 34,14
11 Уровень звука, дБА, не более:
-на рабочем месте оператора 80,0
-в рабочей зоне автогрейдера 80,0
12 Уровень вибрации автогрейдера, в том числе сидения оператора по ГОСТ 12.1.012

1)

13 Дымность отработанных газов двигателя автогрейдера по ГОСТ 17.2.2.02

1)

№№ п/п Наименование показателей Значения
14 Выброс вредных веществ с отработанными газами из системы выпуска двигателя автогрейдера по ГОСТ 17.2.2.05 1) или ГОСТ Р 51249
15 80%-ный ресурс до первого капитального ремонта, мото.ч, не менее 10 000
16 Средняя наработка на отказ, мото.ч, не менее 200
17 Удельная суммарная оперативная трудоёмкость технических обслуживаний, чел.ч/мото.ч, не более 0,07
18 Оперативная трудоёмкость ежесменного обслуживания, чел.ч, не более 0,5
19 Габаритные размеры с бульдозерным и рыхлительным оборудованием в транспортном положении, мм:
-Длина 10 200 ±1,5%
-Ширина 2 527±1,5%
-Высота: без сигнального маяка 3 400±1,5%
с сигнальным маяком 3 690±1,5%
с кондиционером 3 720±1,5%
20 База автогрейдера, мм 5 950±1,5%
21 Колёсная база балансира, мм 1 540±1,5%
22 Колея передних и задних колёс, мм -1,5%
23 Боковой вынос отвала относительно тяговой рамы, мм 800±1,5%
24 Опускание грейдерного отвала ниже опорной поверхности колёс, мм, не менее 250
25 Рыхлительное оборудование:
-количество зубьев 3
-шаг зубьев 623±1,5%
-ширина захвата рыхлителя 1 323±1,5%
-опускание рыхлителя ниже опорной поверхности колёс, мм 260±1,0%
26 Бульдозерное оборудование:
-длина бульдозера 2 527±1,5%
-высота бульдозера 860±1,5%
-опускание бульдозера ниже опорной поверхности колёс, мм не менее 50

Ещё раз отметим, что мы приводим в этой ознакомительной статье только общие и самые основные характеристики грейдера ДЗ-122, позволяющие получить представление о его возможностях и отличиях от других спецмашин. Машина была разработана и затем усовершенствована в эпоху расцвета советского машиностроения и инженерно-конструкторской мысли. В то время просчитывалась и «гостировалась», к примеру, даже температура на рабочем месте машиниста.

Все эти данные сохранились за прошедшие десятилетия, прописаны в наших ТУ, будут включены в эксплуатационную документацию к автогрейдеру.

Конструкция автогрейдера

Автогрейдер ДЗ-122 отличается тщательно продуманной конструкцией, в состав которой входят следующие элементы:

Основные элементы грейдера ДЗ-122

  • несущая балка. Выполняется из качественных стальных профилей, оснащается кабиной, задней тележкой, двигателем и прочими элементами;
  • передний мост. Имеет стандартную ступицу, рулевые тяги, цилиндры развала и схождения колес;
  • рабочие органы. Относят поворотный круг, редуктор, отвальная лопата, тяговая рама;
  • балансирная тележка. Содержит в конструкции тормозные диски, которые работают в масляной ванне;
  • передний нож. Его функционирование происходит благодаря наличию устройства подъема и спуска;
  • рыхлитель. Оснащается съемными зубьями, механизмом подъема, которые закреплены на специальной раме;
  • коробка передач. Гидромеханического типа, находится непосредственно под кабиной, что обеспечивает простоту управления.

Кабина автогрейдера

Кабина автогрейдера ДЗ-122 внутри

Находится над задней тележкой над мотором и трансмиссией, что существенно облегчает управление автогрейдером. Преимуществом данной модели является наличие кругового обзора, что позволяет водителю постоянно контролировать рабочий процесс.

Кабина ДЗ-122 выполнена цельнометаллической. Такое конструктивное решение обеспечивает более надежную защиту водителя в процессе выполнения поставленных задач. Рабочее место оператора спецтехники оснащено звукоизоляцией и может эффективно эксплуатироваться в температурном диапазоне от -40 до +40 градусов. Кабина автогрейдера дополнительно оснащается системой отопления и кондиционирования воздуха.

Гидравлическая система автогрейдера

Грейдер ДЗ-122 оснащен эффективной гидравлической системой, в состав которой входят следующие элементы:

  • насосы (для привода руля и остальных силовых механизмов);
  • распределители (десятисекционный блок с предохранительным клапаном);
  • мотор;
  • шарниры (осуществляют подвод масла к цилиндрам и изменяют угол резанья);
  • усилители;
  • замки (для перекрытия клапанов цилиндра).

Гидравлический шарнир грейдера ДЗ-122

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Грейдер ДЗ 122 представляет собой специализированную самоходную технику среднего класса, выпускаемую предприятием «ДорМаш». Разработка машины началась в 1970-х годах, а первые машины ДЗ 122 были выпущены в 1980 году. Основным рабочим орудием автогрейдера стал грейдерный отвал.

Основные функции грейдера ДЗ 122:

  • очистка больших территорий от снега и ледяного покрова;
  • обслуживание и ремонт обочин и дорог;
  • перемещение грунта 1-3 категории;
  • вскрытие и рыхление асфальтового покрытия и грунта;
  • планировка территории;
  • создание ям, выемок и насыпей;
  • открытие и формирование дорожного корыта;
  • разравнивание и смешивание сыпучих материалов.

Наиболее востребованным автогрейдер оказался у дорожных и коммунальных служб.

Техника ДЗ 122 использовалась практически на всей территории СССР и России и регулярно подвергалась доработкам и улучшениям. В результате вышло огромное количество различных версий данного автогрейдера (только модификация ДЗ 122А представлена 12 исполнениями). Последними в линейке были машины ДЗ 122Б. Предлагаемые версии отличались друг от друга наличием шарнирно-сочлененной или жесткой рамы, гидромеханической или механической коробки передач, различными типами двигателя. Последние версии получили кресло Pilot, немецкий отопитель, кондиционер и систему мониторинга GPS.

Особенности и преимущества

Часто продукт Дормаш ДЗ-122 используется в коммунальном и дорожном хозяйстве. Это обусловлено возможностью быстро и эффективно освобождать от наледи дорожные покрытия. Производитель отмечает, что предполагалось использовать машину при планировке площадок, дорожно-ремонтных и дорожно-строительных работах, создании насыпей и котлованов, обратной засыпке выемок.

Разработанный в России, он способен выдерживать перепады температур, работать при их максимумах и минимумах. Благодаря качественной ходовой части автогрейдера ДЗ-122 достигается возможность эксплуатации на ледовом покрытии при очистке дорожного полотна и рыхлении асфальтового покрытия.

Машина может работать с грунтами всех категорий, при этом III и IV категории дополнительно требуют использования рыхлителя.

Вернуться к навигации

Назначение

Автогрейдер ДЗ-122 представляет собой самоходную специализированную машину, несущую несколько рабочих приспособлений, основным из которых является полноповоротный отвал, размещенный под углом к направлению движения.

Он предназначен для того, чтобы убирать взрыхленный грунт в сторону. Причем за счет поворотного круга это делается как по ходу движения вперед, так и назад.

Автогрейдер активно используют городские коммунальные и дорожные службы для уборки территорий ото льда и снега. Но основное их предназначение — это работы по планировке территорий, отрытию дорожного корыта, созданию насыпей или профильных выемок, засыпке рвов или ям.

Они хорошо справляются с выравниванием различных поверхностей, в том числе из щебня. Такую технику используют для перемешивания и разравнивания различных сыпучих материалов.

Выполняет эту работу ДЗ-122, совершая многократные последовательные перемещения по рабочей поверхности. При этом он использует все возможности полноповоротного отвала, который можно поворачивать под разным углом.

Кроме того, грейдер может выполнять роль бульдозера. Для этого на переднюю часть рабочей тележки устанавливается отвал с бульдозерным ножом.

В зависимости от модификации машины этот нож может быть неповоротным и частично поворотным, что повышает его рабочую эффективность.

Сзади к двухосевой части рабочей рамы крепится кирковщик-рыхлитель, имеющий четыре зуба из высокопрочной стали. С помощью этого механизма возможно вскрытие и разрыхление грунта, в том числе асфальтового покрытия, на глубину до 25 сантиметров.

ДЗ-122Б7: Советская надёжность и европейский комфорт

Основные характеристики грейдера

  • Длина 10 150 мм.
  • Ширина 2 500 мм.
  • База 5 870 мм.
  • Колея 2 000мм.
  • Высота (макс.) 3 620 мм.
  • Масса 13,9 т.

Описание

Машина поставлена на жёсткую раму. Имеет три моста и снабжена механической КПП. В базовой комплектации на грейдере установлен ярославский мотор ЯМЗ-236 М2 на 180 л.с. Гидросистема устроена из двух гидро-распределителей выполненных в моноблочной компоновке.

Колёсная формула стандартная, для машин этого типа — 1х2х3. Рабочие органы имеют гидравлическое управление, руль – гидростатическое, сцепление механическое с гидроусилителем.

Рабочее оборудование — полноповоротный грейдерный отвал из качественной стали со съёмныминожами. Подвеска может выполнять любые землеройные работы, даже на обледенелой поверхности.

Кабина одноместная, с системой кондиционирования, шумоизоляцией, улучшенной эргономикой рабочего места. Имеет защиту от опрокидывания. Возможны варианты комплектации по указанию заказчика.

Для увеличения эффективности грейдер снабжён системой нивелировки с ультразвуковыми и лазерными приборами. Эта система позволяет выдерживать заданный угол, высоту подъёма оборудования и другие показатели, поддерживая нужные параметры в течение работы.

Особенности эксплуатации

По существу Б седьмой, это попытка соединить советскую надёжность и простоту с европейским комфортом. Эффективность такого сочетания в данном агрегате зависит не только от завода – изготовителя, но и от квалификации тех, кто будет эксплуатировать эту машину. По опыту применения в полевых условиях, у грейдера не особенно надёжное электрооборудование. Но имея хороший сервисный центр по обслуживанию систем обогрева, кондиционирования и нивелировки, можно свести проблему к минимуму. Не будет лишним мотивировать персонал, работающий на этой технике, к соблюдению необходимых правил эксплуатации и обслуживания.

Даже сверхнадежная механика грейдера, рассчитанная, в том числе на «дуракоустойчивость», выйдет из строя, если проводить работы на предельных показателях. А простое выполнение ТО в осенне-зимний период может снизить количество поломок на 10-15%.

Запчасти и унификация

Ремонтная база для грейдеров сформировалась за много лет и в настоящее время ремонт моделей ДЗ-122, ДЗ-122А, ДЗ-122Б7 без проблем обеспечивается любыми деталями, узлами и агрегатами. Если есть свободные средства, покупка запчастей оформляется в любом сервисном центре или магазине запчастей. Многие поставщики обеспечивают доставку. Если требуется менее затратная покупка, то на рынке б/у запчастей также без труда можно найти нож, отвал, корчевщик (рыхлитель грунта) и любую расходную деталь. При совсем уж скромных финансах можно купить б/у детали в учреждении, имеющем солидный парк машин – «кладбище» списанных грейдеров, бульдозеров и прочей техники есть на любом таком предприятии.

При покупке грейдера, следует учитывать уже имеющиеся машины, так как многие детали и узлы грейдеров ДЗ унифицированы. Схема сборки из двух–трех старых машин одной тоже применяется при эксплуатации.

Достоинства

  • Многофункциональность, возможность работать в суровых, жарких климатических условиях.
  • Способность разворота грейдерного отвала в двух степенях свободы. Перемещение пород I и II категорий твердости (шкала Протодьяконова) без применения рыхлителя.
  • Тяговые усилие и приводы мостов позволяют работать на сыпучих грунтах. Комфортное управление операциями из кабины. Преимуществом является совершенная система нивелирования.
  • Пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Ходовая часть

К преимуществам автогрейдера ДЗ-122 относится возможность установки коробки переключения передач:

  • механической, состоящей из шести ступеней, две из которых предназначены для движения назад (передаточное число на повышенной передаче – 0,835);
  • аналогичной, с передаточным числом 0,62;
  • гидромеханической, состоящей из шести ступеней – 4 передних и 2 задних скоростей.

Колеса ДЗ-122

Возможна установка по спецзаказу КПП Zahnrad Fabrik 9-ступенчатой, с 6 передачами вперед и 3 назад. Предельная скорость движения вперед/назад – 43/25,2 км/ч. В стандартную комплектацию входит установка 3 мостов – 2 ведущих и 1 поворотного (колесная формула 1х2х3).

Размер шин – 14х20, давление внутри – менее 3 атм.

Вернуться к навигации

Кабина оператора и система управления

Производитель ДЗ-122 запроектировал кабину не только удобной и эргономичной, но и максимально безопасной. Здесь устанавливаются большие по площади стекла, которые открывают обзор на рабочую площадку и гарантирую безопасность движения. Стандартно грейдер оборудуется системами защиты FOPS и ROPS, которые снижают риск повреждения оператора от падающих предметов и переворачивания машины при поднятии груза, по массе превышающего грузоподъемность.

Для создания комфортного микроклимата используется отопитель. Благодаря высокой герметичности салона поддержание оптимальной температуры производится без труда.

Кресло водителя и рулевое колесо могут быть настроены под индивидуальные особенности оператора. Рычаг коробки переключения передач чувствителен к нажатию.

Вернуться к навигации

Рабочее оборудование

Высокие технические характеристики ДЗ-122 обусловлены эффективностью, которая достигается благодаря возможности установки различного рабочего оборудования. Стандартный рабочий орган предназначен для продуктивного разравнивания площадок, даже если они выполнены из щебня. Машина также способна смешивать различные материалы, для этого она постоянно передвигается по территории, применяя отвал.

Для обработки и выравнивания боковых кромок может использоваться отвал, повернутый в вертикальное положение. Резка осуществляется с помощью ножа на кромке отвала.

Техника может использоваться в качестве бульдозера, в таком случае на место рабочего органа устанавливается отвал с бульдозерным ножом. Последний может быть подвижным или неподвижным, выбирается данный параметр в зависимости от выполняемой рабочей операции.

Кирковщик-рыхлитель грейдера ДЗ-122 оборудуется 4 зубьями, выполненными из стали высокой прочности. Он используется для вскрытия ледового и асфальтового покрытия, грунта и т.д. Глубина вскрытия составляет не более 250 мм.

Базовая комплектация предполагает установку грейдерного отвала с рабочими показателями:

глубина рытья 0,4 м;
высота рытья 0,35 м;
угол реза 90 градусов;
поворот 360 градусов;
боковые свесы 0,8 м;
длина 3,74 м;
база 2,7 м.

Дополнительно на автогрейдер ДЗ-122 может быть установлен бульдозерный отвал:

глубина рытья 0,05 м;
угол наклона 28 градусов;
угол реза 50 градусов;
высота ножа 0,86 м;
длина 3,09 м или 2,5 м;
тип поворотный или неповоротный.

Также может устанавливаться рыхлитель с тремя зубьями, шириной рыхления 1,37 м и глубиной – 0,26 м.

Вернуться к навигации

Недостатки

  • Гидромеханическая коробка, которую сервисные организации не берутся ремонтировать и отрицательные мнения пользователей зиждятся на этой позиции.
  • Комплектация
  • Оснащаются американской или швейцарской аппаратурой нивелировки, погрешность которых не превышает 3 мм. Агрегаты оснащаются тормозными дисками с гидравлическим управлением производства ФРГ.
  • По заявке покупателя в комплектацию вносятся сменные зубья рыхлителя, ножи бульдозерного, грейдерного отвала, гидроцилиндры, прочие узлы, агрегаты.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий