Обзор гусеничного трактора Т-130: двигатель, управление, устройство, технические характеристики, видео

Во время выполнения землеройных работ, а также при разрешении задач в строительстве или сельском хозяйстве использование спецтехники является жизненной необходимостью. Наличие дополнительного оборудования позволяет оптимизировать рабочий процесс и добиться желаемого результата в кратчайшие сроки.

Навесное оборудование

Для соединения с трактором Т-130 рекомендуется использовать навесное оборудование производства Челябинского тракторного завода, а также любое оборудование, подходящее по типу крепления и соответствующее тяговому классу трактора.

Возможные варианты навесного оборудования для Т-130:

  • лебедка ЧТЗ ЛТ25;
  • отвал ОБ12Е (также можно устанавливать другие типы отвалов, кроме бульдозерного, например, сферический, полусферический, прямой, поворотный и т.д.);
  • рыхлитель ОР10НЗ;
  • погрузчик фронтального типа.

Из сельскохозяйственных навесок для данной модели подойдет:

  • борона;
  • фреза-культиватор (2,1 м);
  • плуг плантажного типа.

ЧТЗ также выпускает специализированное рыхлительное навесное оборудование (согласно классам тяжести техники) — комплектами или в единичном варианте, однозубое или трехзубое, в зависимости от типа грунтов. Дополнительно можно приобрести гусеницы типа ГЛТ-1ПСП с литым траком. Эта модель гусениц обладает пониженной металлоемкостью, следовательно, снижается нагрузка на машину и упрощается эксплуатация трактора.

Читать еще: Самодельная лопата на минитрактор и пример для изготовления

Ремонт

Во время ремонта требуется соблюдать следующие правила:

  • Объем ремонтных работ должен быть минимально необходимым. Не рекомендуется делать разборку коробки передач без видимых причин.
  • Сборные детали с весом более 20 кг можно перевозить только при помощи захватов, которые исключают повреждения на рабочей области.
  • Узлы и комплектующие должны быть чистыми и сухими.
  • Извлечение деталей из корпуса должно осуществляться наставками, у которых медные или алюминиевые наконечники.
  • Запрещается обезличивать комплектующие ремонтируемых сборочных единиц.
  • В ходе разборки соединений, у которых есть резьба, требуется использовать ключи подходящего типа и номера.
  • Не рекомендуется дважды устанавливать шплинты, шплинтовочную проволоку, картонную прокладку.
  • Шайбы пружинного типа можно использовать повторно только при условии, что упругость сохранилась.

Порядок действий при регулировке сцепления Т-130:

  • Соединить между собой рычаг выходного типа отводки и отводку сцепления при помощи шаровых гаек.
  • Вывернуть пробку из сервомеханизма и подсоединить к ней трубопровод системы управления.
  • Между фланцем диска опорного типа и муфтой выключения оставить промежуток 0,9-1,1 см. Такой маневр позволит обеспечить вращение шаровой гайки между концами рычагов и кольцом муфты сцепления.
  • Завершив регулировку, нужно проверить свободный ход штока, который должен быть равен 1,3-1,5 см.

Отремонтированный трактор готов к дальнейшей эксплуатации.

Обзор модельного ряда

Челябинский тракторный завод предлагал всего 2 модификации бульдозера Т-130. Это классическая и болотоходная модель. Вторая имела увеличенный клиренс, больший вес и ее гусеницы были немного шире, что позволяло увеличить площадь контакта с землей, а вследствие этого и сцепление.

Трактор (бульдозер) Т-130Б

Основные модификации

Существуют 2 модификации данной модели трактора, которые отличаются друг от друга областью применения, мощностью двигателя и размером гусеничного полотна.

Модификации:

  • Классическая. Имеет класс тяги № 6 и мотор дизельного типа. Используется при земельных работах, на полях и во время строительства. К данной модели можно присоединить широкий бульдозерный отвал, остальное оборудование устанавливается на прицеп маятникового типа.
  • Болотоходная (Т 130Б). Предназначен при первичном освоении торфяных и заболоченных земель и для мелиоративных работ с прицепными и навесными машинами.

Оба транспортных средства имеют систему охлаждения воздушного типа.

Данные модификации отличаются по техническим характеристикам:

Характеристика 130 130Б
Тяговый класс 6 6
Двигатель Д-130 или Д-160 Д-160
Мощность мотора, л. с. 160 л. с. 140 л. с.
Длина, м 5,19 4,75
Ширина, м 2,48 3,2
Высота, м 3,08 3,08
Колея, м 1,88 2,28
Ход поршня, м 0,1 0,21
Расход за 1 час работы, г/кВт 244,3 238
Количество цилиндров 4 4
Диаметр цилиндра, см 10,5 14,5
Количество передних передач 8 8
Количество передач заднего хода 4 4
Тип используемого топлива Дизель Дизель
Объем бака для топлива, л 290 290
Масса, кг 14300 15520

Достоинства и недостатки

Среди достоинств данной модели трактора можно выделить:

  • Надежность и неприхотливость в обслуживании. Все запчасти и детали находятся в открытом доступе.
  • Универсальность. Трактор можно использовать на стройке, в сельском хозяйстве, различных областях промышленности.
  • Техника исправно функционирует в тяжелых погодных условиях.
  • Звукоизоляция и утепление в кабине водителя, что обеспечивает удобство и комфорт во время работы.
  • Экономный расход топлива.
  • Небольшая масса и габариты.
  • Не возникает сложностей при установке дополнительного оборудования.
  • Большой выбор навесного оборудования.
  • Задняя навеска включена в комплектацию для нужд сельского хозяйства.
  • В тракторе предусмотрен подогрев жидкостей (топлива и масла).
  • Техника оснащена тентом для работы в летний сезон.
  • В ходе преодоления труднодоступных участков, бездорожья, грязи и льда трактор не переворачивается. Это возможно благодаря широким и крепким гусеницам.
  • Быстрота движения.
  • Техника отличается высоким уровнем безопасности.
  • Высокие показатели тягового усилия.
  • Низкая стоимость по сравнению с аналогичными моделями.

Недостатки техники:

  • Двигатель заводится не при помощи аккумулятора, а при помощи цилиндра.
  • Подвеска полужесткого типа ограничивает тяговые возможности.
  • Трансмиссия механического класса снижает управляемость трактором.
  • Низкий уровень КПД.
  • Ненадежные фрикционы.
  • Плохая работа бензинового двигателя предварительного запуска при низких температурах окружающей среды.

Дополнительные устройства для работы трактора Т-130

Рабочее место тракториста отличается эргономикой и комфортом. Есть:

  • мягкое сиденье с регулируемой спинкой;
  • система кондиционирования;
  • печка для зимней эксплуатации;
  • прочная кабина с вибро- и шумоизоляционными уплотнителями.

Электросхема трактора Т-130 – однопроводная с напряжением 12 В. Изготовлена по примеру автомобильной. Обеспечивает жизнеспособность фар, габаритов, звуковых датчиков, стеклоочистителей, печки.

Технические характеристики трактора Т-130:

  • Мощность – 140 л.с.;
  • Энергоемкость – 244 г/кВт*ч;
  • Дорожный просвет – 41,5 см;
  • Габариты – 5,2 х 2,48 х 3,089 м;
  • Бензобак – 0,29 м3;
  • Картер – 32 л;
  • Вес – 14,3 т.

Модификация Т-130Б и «следующее поколение» — Т-170

Для заболоченных мест была разработана модификация Т-130Б. Она отличается он базовой более широкими, «болотоходными» гусеницами и более мощным двигателем Д-180. Нельзя не отметить, что при своей «неслабой» массе, бульдозер Т-130Б обладал превосходной проходимостью, благодаря рекордно низкому удельному давлению на грунт: 0,5 мПа на один квадратный сантиметр поверхности.

Т-130Б, с расширенными гусеницами и двигателем Д-180.

Т-130 стал базой для разработки и запуска в серию более передовой и современной модели промышленных тракторов — Т-170. Который, если бы не пресловутая «перестройка» и последующий развал СССР, также вошёл бы в число мощных тракторов — мировых бестселлеров.

Аналоги

К аналогичным моделям трактора можно отнести: ТМ-10, Б10М, Caterpillar D6R и Komatsu D65.

Все они схожи по техническим характеристикам, но отечественные модели дешевле в 1,5 раза.

Бульдозер т 170

Бульдозер т 330

Лучшие минитрактора для уборки снега с ковшом: как сделать снегоуборщик самостоятельно

Как сделать ВОМ на самодельный минитрактор: схема, инструкция

Доработки МТЗ-82 и МТЗ-132Н своими руками: переделка рулевого управления, двигателя, полугусеничный ход, установка моста

Как сделать снеговой отвал на МТЗ-82 своими руками: самодельная поворотная снегоуборочная косая лопата, чертежи и размеры

Инструкция по эксплуатации

Правила ухода за бульдозером Т-130 и особенности его применения описаны в инструкции по применению. Далее представлены выдержки из правил обслуживания и исправления основных неисправностей.

Техническое обслуживание

Гусеничные трактора Т-130 в основном применяются в тяжелых условиях и с большими нагрузками. Для того чтобы техника прослужила максимально долго и эффективно необходимо проводить техническое обслуживание в соответствии с инструкцией по применению.

Трансмиссионное масло подлежит замене один раз в год, перед началом эксплуатации или через 1000 отработанных часов.

Перед каждым выездом необходимо проверить наличие и достаточное количество топлива, проверить работу тормозной и рулевой системы, осмотреть машину на предмет неестественной деформации или чрезмерного износа каких-либо деталей.

Замена моторного масла должна происходить спустя 500 часов эксплуатации. Летом рекомендуется использовать М-10Г2к, в зимнее время М-10ДМ.

Основные неисправности и способы их устранения

Самым уязвимым местом в тракторе Т-130 является гусеницы. Они предоставляют возможность передвигаться по тяжелым почвам, поэтому выдерживают колоссальные нагрузки. Поэтому периодически необходимо осматривать и подтягивать звенья гусениц.

Читать еще: Топливный насос трактора Т-25 и Т-16 схема и ругулировка

Многие владельцы жалуются на то, что коробка передач не фиксируется, в этом случае необходимо выполнить следующие действия:

  • Смазать доступные механизмы смазкой;
  • Залить масло в коробку передач;
  • Отрегулировать положение муфты сцепления.

Если двигатель не заводится, то следующие причины могли привести к этому:

  • Нехватка дизеля;
  • Засорились топливные или воздушные фильтры;
  • Проблемы с системой запуска или подачи топлива;
  • Неверная настройка топливной смеси в карбюраторе;
  • Попадание воздуха в топливную систему.

Разработка и выпуск

Трактор Т-130 — советская разработка, гусеничный трактор, выпускавшийся Челябинским тракторным заводом в период с 1969 по 1988 год. Является глубокой модификацией еще более известной модели Т-100, также известной под названием «сотка». Сфера применения Т-130 была очень широкой, устройство применялось как для сельхозработ, так и для работ промышленной спецификации.

Отличительные особенности

  • простая конструкция;
  • умеренная стоимость в сравнении с моделями, выпускавшимися в то же время (или зарубежными аналогами, которые были в СССР в дефиците);
  • несложный режим управления;
  • большой вес, мощность, хорошая проходимость (в том числе наличие болотоходной модификации, актуальной для использования в тайге, тундровой местности, различных землях, впервые подвергавшихся освоению).

Модель Т-130 обладала и рядом недостатков, к сожалению, не устраняемых, например:

  • механическая трансмиссия;
  • полужесткая подвеска;
  • малый срок службы бортовых фрикционов;
  • запуск дизельного двигателя за счет пускового бензинового;
  • сильная вибрация, хорошо ощущавшаяся в кабине оператора.

Модельный ряд и модификации

В отличие от предшественника Т-100, трактор Т-130 выпускался всего в двух модификациях:

  • флагманская модель (непосредственно Т-130);
  • болотоходная модель Т-130Б (отличительные особенности — площадь гусениц была увеличена для того, чтобы техника не увязала в топях и зыбких поверхностях болотистой местности).


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий