Во время выполнения землеройных работ, а также при разрешении задач в строительстве или сельском хозяйстве использование спецтехники является жизненной необходимостью. Наличие дополнительного оборудования позволяет оптимизировать рабочий процесс и добиться желаемого результата в кратчайшие сроки.
Содержание
- 1 Навесное оборудование
- 2 Ремонт
- 3 Обзор модельного ряда
- 4 Основные модификации
- 5 Достоинства и недостатки
- 6 Дополнительные устройства для работы трактора Т-130
- 7 Модификация Т-130Б и «следующее поколение» — Т-170
- 8 Аналоги
- 9 Инструкция по эксплуатации
- 10 Разработка и выпуск
- 11 Отличительные особенности
- 12 Модельный ряд и модификации
Навесное оборудование
Для соединения с трактором Т-130 рекомендуется использовать навесное оборудование производства Челябинского тракторного завода, а также любое оборудование, подходящее по типу крепления и соответствующее тяговому классу трактора.
Возможные варианты навесного оборудования для Т-130:
- лебедка ЧТЗ ЛТ25;
- отвал ОБ12Е (также можно устанавливать другие типы отвалов, кроме бульдозерного, например, сферический, полусферический, прямой, поворотный и т.д.);
- рыхлитель ОР10НЗ;
- погрузчик фронтального типа.
Из сельскохозяйственных навесок для данной модели подойдет:
- борона;
- фреза-культиватор (2,1 м);
- плуг плантажного типа.
ЧТЗ также выпускает специализированное рыхлительное навесное оборудование (согласно классам тяжести техники) — комплектами или в единичном варианте, однозубое или трехзубое, в зависимости от типа грунтов. Дополнительно можно приобрести гусеницы типа ГЛТ-1ПСП с литым траком. Эта модель гусениц обладает пониженной металлоемкостью, следовательно, снижается нагрузка на машину и упрощается эксплуатация трактора.
Читать еще: Самодельная лопата на минитрактор и пример для изготовления
Это интересно: Комбайны для ягод — изготовление, технические характеристики
Ремонт
Во время ремонта требуется соблюдать следующие правила:
- Объем ремонтных работ должен быть минимально необходимым. Не рекомендуется делать разборку коробки передач без видимых причин.
- Сборные детали с весом более 20 кг можно перевозить только при помощи захватов, которые исключают повреждения на рабочей области.
- Узлы и комплектующие должны быть чистыми и сухими.
- Извлечение деталей из корпуса должно осуществляться наставками, у которых медные или алюминиевые наконечники.
- Запрещается обезличивать комплектующие ремонтируемых сборочных единиц.
- В ходе разборки соединений, у которых есть резьба, требуется использовать ключи подходящего типа и номера.
- Не рекомендуется дважды устанавливать шплинты, шплинтовочную проволоку, картонную прокладку.
- Шайбы пружинного типа можно использовать повторно только при условии, что упругость сохранилась.
Порядок действий при регулировке сцепления Т-130:
- Соединить между собой рычаг выходного типа отводки и отводку сцепления при помощи шаровых гаек.
- Вывернуть пробку из сервомеханизма и подсоединить к ней трубопровод системы управления.
- Между фланцем диска опорного типа и муфтой выключения оставить промежуток 0,9-1,1 см. Такой маневр позволит обеспечить вращение шаровой гайки между концами рычагов и кольцом муфты сцепления.
- Завершив регулировку, нужно проверить свободный ход штока, который должен быть равен 1,3-1,5 см.
Отремонтированный трактор готов к дальнейшей эксплуатации.
Обзор модельного ряда
Челябинский тракторный завод предлагал всего 2 модификации бульдозера Т-130. Это классическая и болотоходная модель. Вторая имела увеличенный клиренс, больший вес и ее гусеницы были немного шире, что позволяло увеличить площадь контакта с землей, а вследствие этого и сцепление.
Трактор (бульдозер) Т-130Б
Основные модификации
Существуют 2 модификации данной модели трактора, которые отличаются друг от друга областью применения, мощностью двигателя и размером гусеничного полотна.
Модификации:
- Классическая. Имеет класс тяги № 6 и мотор дизельного типа. Используется при земельных работах, на полях и во время строительства. К данной модели можно присоединить широкий бульдозерный отвал, остальное оборудование устанавливается на прицеп маятникового типа.
- Болотоходная (Т 130Б). Предназначен при первичном освоении торфяных и заболоченных земель и для мелиоративных работ с прицепными и навесными машинами.
Оба транспортных средства имеют систему охлаждения воздушного типа.
Данные модификации отличаются по техническим характеристикам:
Характеристика | 130 | 130Б |
Тяговый класс | 6 | 6 |
Двигатель | Д-130 или Д-160 | Д-160 |
Мощность мотора, л. с. | 160 л. с. | 140 л. с. |
Длина, м | 5,19 | 4,75 |
Ширина, м | 2,48 | 3,2 |
Высота, м | 3,08 | 3,08 |
Колея, м | 1,88 | 2,28 |
Ход поршня, м | 0,1 | 0,21 |
Расход за 1 час работы, г/кВт | 244,3 | 238 |
Количество цилиндров | 4 | 4 |
Диаметр цилиндра, см | 10,5 | 14,5 |
Количество передних передач | 8 | 8 |
Количество передач заднего хода | 4 | 4 |
Тип используемого топлива | Дизель | Дизель |
Объем бака для топлива, л | 290 | 290 |
Масса, кг | 14300 | 15520 |
Достоинства и недостатки
Среди достоинств данной модели трактора можно выделить:
- Надежность и неприхотливость в обслуживании. Все запчасти и детали находятся в открытом доступе.
- Универсальность. Трактор можно использовать на стройке, в сельском хозяйстве, различных областях промышленности.
- Техника исправно функционирует в тяжелых погодных условиях.
- Звукоизоляция и утепление в кабине водителя, что обеспечивает удобство и комфорт во время работы.
- Экономный расход топлива.
- Небольшая масса и габариты.
- Не возникает сложностей при установке дополнительного оборудования.
- Большой выбор навесного оборудования.
- Задняя навеска включена в комплектацию для нужд сельского хозяйства.
- В тракторе предусмотрен подогрев жидкостей (топлива и масла).
- Техника оснащена тентом для работы в летний сезон.
- В ходе преодоления труднодоступных участков, бездорожья, грязи и льда трактор не переворачивается. Это возможно благодаря широким и крепким гусеницам.
- Быстрота движения.
- Техника отличается высоким уровнем безопасности.
- Высокие показатели тягового усилия.
- Низкая стоимость по сравнению с аналогичными моделями.
Недостатки техники:
- Двигатель заводится не при помощи аккумулятора, а при помощи цилиндра.
- Подвеска полужесткого типа ограничивает тяговые возможности.
- Трансмиссия механического класса снижает управляемость трактором.
- Низкий уровень КПД.
- Ненадежные фрикционы.
- Плохая работа бензинового двигателя предварительного запуска при низких температурах окружающей среды.
Это интересно: Пневматические разбрасыватели удобрений: устройство, принцип работы, обзор популярных производителей
Дополнительные устройства для работы трактора Т-130
Рабочее место тракториста отличается эргономикой и комфортом. Есть:
- мягкое сиденье с регулируемой спинкой;
- система кондиционирования;
- печка для зимней эксплуатации;
- прочная кабина с вибро- и шумоизоляционными уплотнителями.
Электросхема трактора Т-130 – однопроводная с напряжением 12 В. Изготовлена по примеру автомобильной. Обеспечивает жизнеспособность фар, габаритов, звуковых датчиков, стеклоочистителей, печки.
Технические характеристики трактора Т-130:
- Мощность – 140 л.с.;
- Энергоемкость – 244 г/кВт*ч;
- Дорожный просвет – 41,5 см;
- Габариты – 5,2 х 2,48 х 3,089 м;
- Бензобак – 0,29 м3;
- Картер – 32 л;
- Вес – 14,3 т.
Модификация Т-130Б и «следующее поколение» — Т-170
Для заболоченных мест была разработана модификация Т-130Б. Она отличается он базовой более широкими, «болотоходными» гусеницами и более мощным двигателем Д-180. Нельзя не отметить, что при своей «неслабой» массе, бульдозер Т-130Б обладал превосходной проходимостью, благодаря рекордно низкому удельному давлению на грунт: 0,5 мПа на один квадратный сантиметр поверхности.
Т-130Б, с расширенными гусеницами и двигателем Д-180.
Т-130 стал базой для разработки и запуска в серию более передовой и современной модели промышленных тракторов — Т-170. Который, если бы не пресловутая «перестройка» и последующий развал СССР, также вошёл бы в число мощных тракторов — мировых бестселлеров.
Аналоги
К аналогичным моделям трактора можно отнести: ТМ-10, Б10М, Caterpillar D6R и Komatsu D65.
Все они схожи по техническим характеристикам, но отечественные модели дешевле в 1,5 раза.
Бульдозер т 170
Бульдозер т 330
Лучшие минитрактора для уборки снега с ковшом: как сделать снегоуборщик самостоятельно
Как сделать ВОМ на самодельный минитрактор: схема, инструкция
Доработки МТЗ-82 и МТЗ-132Н своими руками: переделка рулевого управления, двигателя, полугусеничный ход, установка моста
Как сделать снеговой отвал на МТЗ-82 своими руками: самодельная поворотная снегоуборочная косая лопата, чертежи и размеры
Инструкция по эксплуатации
Правила ухода за бульдозером Т-130 и особенности его применения описаны в инструкции по применению. Далее представлены выдержки из правил обслуживания и исправления основных неисправностей.
Техническое обслуживание
Гусеничные трактора Т-130 в основном применяются в тяжелых условиях и с большими нагрузками. Для того чтобы техника прослужила максимально долго и эффективно необходимо проводить техническое обслуживание в соответствии с инструкцией по применению.
Трансмиссионное масло подлежит замене один раз в год, перед началом эксплуатации или через 1000 отработанных часов.
Перед каждым выездом необходимо проверить наличие и достаточное количество топлива, проверить работу тормозной и рулевой системы, осмотреть машину на предмет неестественной деформации или чрезмерного износа каких-либо деталей.
Замена моторного масла должна происходить спустя 500 часов эксплуатации. Летом рекомендуется использовать М-10Г2к, в зимнее время М-10ДМ.
Основные неисправности и способы их устранения
Самым уязвимым местом в тракторе Т-130 является гусеницы. Они предоставляют возможность передвигаться по тяжелым почвам, поэтому выдерживают колоссальные нагрузки. Поэтому периодически необходимо осматривать и подтягивать звенья гусениц.
Читать еще: Топливный насос трактора Т-25 и Т-16 схема и ругулировка
Многие владельцы жалуются на то, что коробка передач не фиксируется, в этом случае необходимо выполнить следующие действия:
- Смазать доступные механизмы смазкой;
- Залить масло в коробку передач;
- Отрегулировать положение муфты сцепления.
Если двигатель не заводится, то следующие причины могли привести к этому:
- Нехватка дизеля;
- Засорились топливные или воздушные фильтры;
- Проблемы с системой запуска или подачи топлива;
- Неверная настройка топливной смеси в карбюраторе;
- Попадание воздуха в топливную систему.
Разработка и выпуск
Трактор Т-130 — советская разработка, гусеничный трактор, выпускавшийся Челябинским тракторным заводом в период с 1969 по 1988 год. Является глубокой модификацией еще более известной модели Т-100, также известной под названием «сотка». Сфера применения Т-130 была очень широкой, устройство применялось как для сельхозработ, так и для работ промышленной спецификации.
Отличительные особенности
- простая конструкция;
- умеренная стоимость в сравнении с моделями, выпускавшимися в то же время (или зарубежными аналогами, которые были в СССР в дефиците);
- несложный режим управления;
- большой вес, мощность, хорошая проходимость (в том числе наличие болотоходной модификации, актуальной для использования в тайге, тундровой местности, различных землях, впервые подвергавшихся освоению).
Модель Т-130 обладала и рядом недостатков, к сожалению, не устраняемых, например:
- механическая трансмиссия;
- полужесткая подвеска;
- малый срок службы бортовых фрикционов;
- запуск дизельного двигателя за счет пускового бензинового;
- сильная вибрация, хорошо ощущавшаяся в кабине оператора.
Модельный ряд и модификации
В отличие от предшественника Т-100, трактор Т-130 выпускался всего в двух модификациях:
- флагманская модель (непосредственно Т-130);
- болотоходная модель Т-130Б (отличительные особенности — площадь гусениц была увеличена для того, чтобы техника не увязала в топях и зыбких поверхностях болотистой местности).