Гусеничный трактор Т-74: технические характеристики, устройство, особенности, фото и видео

Т 74 — трактор многоцелевого назначения. Технические характеристики были во многом скопированы с устаревших моделей ДТ-54 и Т-75. Техника выпускалась Харьковским тракторным заводом. Первые машины начали работу на полях страны в 1962 году. Машина была снята с производства в 1983 году, уступив место более современному и мощному Т-150. За 21 год было выпущено более 800 000 тракторов. В течение этого времени, техника несколько раз модифицировалась в соответствии с возникающими задачами.

История появления

Трактор Т-74 является разработкой Харьковского тракторного завода. Модель является усовершенствованной версией трактора Т-75, близка по конструкции к Д-54. Машина имела сельскохозяйственное назначение, также использовалась для транспортировочных операций. Трактор Т-74 рассчитан на эксплуатацию в условиях умеренного климата, не рекомендован для работ в суровых погодных условиях (сильный мороз, интенсивная жара и т.д).

Период выпуска Т-74: с 1962 по 1983 годы. Общее количество сошедших с конвейера моделей составило более 800 тысяч экземпляров. Копия модели производилась на Алтайском тракторном заводе. Интересный факт из истории: на въезде в российский город Киреевск (Тульская область) на специальном постаменте установлен оригинальный трактор Т-74. Объект представляет собой историческую ценность, является выставочным экземпляром.

Т-74 относится к гусеничным тракторам, в «сталинские» времена трактор получил негласное второе название — «Сталинец». Позднее, после распада сталинского режима, это название было забыто. Техника принадлежит к тяговому классу 3 тс.

Устройство

При создании Т 74 брали за основу тракторные агрегаты Т-75, ДТ-54. Рама агрегата швеллерная, швеллеры продольного типа соединяются при помощи бруса спереди, ось соединяет их сзади.Брусья поперечного крепления соединяют швеллеры по центру рамы.Спереди рамы установлен мотор, сзади установлена кабина. Система сцепления двухдисковая.
Коробка передач сделана с механическим переключением, предусмотрено 6 ступеней передач. Этой коробкой управляют два рычага:

Рычаг Первый Второй
Нейтральная передача + +
Рабочие передачи +
Повышенные передачи +
Передача движения назад +
Передачи движения вперед (3 шт.) +

При выключенной передаче, сначала включаем ее, а потом включаем группу передач.

Кабина

Рабочее место представляет собой двухместную цельнометаллическую кабину. Два мягких сиденья без изменения конфигурации спинки. Обогрев кабины производится при помощи тёплого воздуха, который идёт от двигателя. Температура регулируется специальной заслонкой. Система вентиляции – естественного типа.

Комплектация

Трактор Т 74 поставляется с набором рабочих инструментов:

  • Вал по отбору уровня мощности;
  • Трехзолотниковый распределительный элемент;
  • Гидросистема раздельно-агрегатного вида;
  • Навесной механизм заднего присоединения.

В электрооборудовании ДТ 74 применяются такие изделия: регуляторное реле; лампа, освещающая кабину; генератор мощностью 180 Вольт; стартер двигателя; аккумуляторная батарея; осветительные фары; механизм звукового сигнала.

Габаритные размеры

  • длина с навесным механизмом в транспортном положении — 4225 мм;
  • длина без навесного механизма — 3825 мм;
  • ширина — 1845 мм;
  • высота 2325 мм;
  • продольная база — 1622 мм;
  • ширина колеи (номинальная) — 1435 мм;
  • дорожный просвет в самом низком месте (болт бугеля для крепления коробки передач) — 280 мм;
  • удельная металлоемкость — 72 кг/л.с.;
  • номинальное тяговое усилие — 3 тонны;
  • эксплуатационный вес заправленного трактора Т-74 — 5770 кг без противовеса;
  • удельное давление на грунт — 0,42 кг/см2.

Механизмы управления на тракторе

Дизельные обороты регулируются при помощи специального рычага. Повороты трактор Т-74 осуществляет при помощи одного из двух рычагов и благодаря имеющейся педали торможения гусеничного механизма. Процесс переключения передач возможен исключительно при полном выключении муфты сцепления. Основные рабочие передачи: вторая – четвёртая. Пятую и шестую используют для работ со специальной машиной и при процессе транспортировки груза.

Первую передачу можно применять в единственном случае: при преодолении кратковременно повышенного сопротивления. Весь механизм электрооборудования работает при постоянном поступлении тока (номинальное напряжение при этом должно составлять 12 В). В электрооборудование входят: генератор (мощность – 180 Вт), реле-регулятор, аккумулятор, стартер для запуска двигателя, сигнал звука, амперметр, фары (четыре штуки), лампа освещения приборного щитка (две единицы), плафон для подсветки в кабине, кабинный вентиляторный электродвигатель. Во время работы с различными навесными элементами при включении скорости необходимо подать звуковой сигнал, после чего начинать движение без рывков, плавно. Переезжая через бугры, канавы и прочие препятствия, следует использовать малую скорость, не допуская кренов и раскачивания.

Основные элементы

Техника имеет следующие конструктивные элементы:

  • Двигатель дизельного типа. Он имеет 4 рабочих цилиндра и камеру сгорания вихревого вида. Мотор снабжен циклонным фильтром. Вся собранная пыль удаляется из системы вместе с выхлопными газами. Масляный радиатор является ведущим элементом смазочной конструкции. При низких температурах мотор приводится в рабочее состояние при помощи специального подогревателя. Это компактный бензиновый прибор с редуктором, его модель ПД-10М-2.
  • Коробка передач снабжена четырьмя режимами работы, в каждом из которых присутствует по 3-4 скорости: задняя передача, замедленное движение, рабочий и транспортный ход.
  • Режимы меняются посредством смены положения гидравлических муфт. Эти операции можно производить исключительно во время полной остановки машины.

  • Ходовая часть трактора базируется на швеллерной раме. Пара элементов соединяется прочными брусками и цельнометаллической осью. Снизу крепится гусеничное полотно на расстоянии от 40 до 80 миллиметров. Этот промежуток подвергается регулировке при помощи оси. Также есть возможность регулировки опорных катков, которые присутствуют в гусеничном механизме.
  • Основа электрического оборудования — генератор с реле. С ним соседствуют аккумулятор, стартер, подогреватель, лампы подсветки щитка приборов, гудок и фары. Все элементы работают от постоянной подачи тока 12 В.

Комплектация

Трактор Т 74 поставляется с набором рабочих инструментов:

  • Вал по отбору уровня мощности;
  • Трехзолотниковый распределительный элемент;
  • Гидросистема раздельно-агрегатного вида;
  • Навесной механизм заднего присоединения.

В электрооборудовании ДТ 74 применяются такие изделия: регуляторное реле; лампа, освещающая кабину; генератор мощностью 180 Вольт; стартер двигателя; аккумуляторная батарея; осветительные фары; механизм звукового сигнала.

Стоимость и конкуренция

Модель не выпускается с 1983 года, в продаже новых тракторов нет. Рабочий ХТЗ 74 можно купить за 35 000 — 65 000 рублей.
Волгоградское предприятие выпускает аналоги Харьковских тракторов Т 74. Аналог называется ВТ-150, который сделан с похожим внешним видом. Класс техники и их технические параметры находятся примерно на одном уровне.
Отзывы людей доказывают, что Т 74 – надежный гусеничный механизм с невысокой стоимостью.

При регулярной замене запчастей и расходных элементов, агрегат прослужит Вам долгие годы, выполняя свою работу при любых обстоятельствах.

Достоинства и недостатки

Трактор Т-74 создавался специально для сельскохозяйственных целей. Гусеничная база обеспечивала машине отличное сцепление с грунтом, что обеспечивало неплохую проходимость даже по сложным и влажным грунтам.

Ширина траков обеспечивало удельное давление на грунт в 0,42 килограмма на сантиметр. Эта особенность позволяла использовать машину даже на заболоченной местности.

В пользу манёвренности трактора говорит тот факт, что техника могла разворачиваться двумя способами: силовым и кинематическим. В первом случае разворот осуществлялся в результате снижения давления масла, во втором – при помощи коробки передач.

В плане расхода горюче-смазочных материалов, Т-74 и его модификации оказались на высоте. Отсутствие сложных узлов и механизмов позволяло проводить ремонтные работы в полевых условиях, что значительно снижало простой техники. Учитывая, что трактора производились во времена Советского союза, проблем с запасными частями не возникало.

Некоторые модели Т-74, используются и в настоящее время. По своим техническим характеристикам, эти старички сильно проигрывают современным тракторам. Но фермеров подкупает низкая стоимость машин и взаимозаменяемость деталей.

Имеются у техники и существенные недоработки. Несмотря на систему холодного запуска, завести зимой двигатель весьма проблематично. Недаром харьковские инженеры рекомендовали использовать трактор Т-74 только в регионах с умеренным климатом.

В кабине полностью отсутствует звукоизоляция. Комфортных условий тоже не наблюдается. Благодаря хорошему тяговому усилию, трактор неплохо справляется с пахотой, но эффективность работы с другим навесным оборудованием, вызывает большие сомнения.

Кроме того, трактор проблематично перегонять на другое место работы, сказывается низкая транспортная скорость. Кроме этого, отмечается быстрый износ трущихся деталей и механизмов. Почти все узлы трактора взаимосвязаны, поэтому некорректная работа одного из них неизбежно отражается на всех остальных.

Модельный ряд

Трактор Т-74 был популярным и востребованным, в связи с чем Харьковский завод производил пять модификаций машины:

  • Т-74С1 – раздельно-агрегатная гидравлическая система;
  • Т-74С9 – без механизма навески, схож по техническим параметрам с С1;
  • Т-74С4 – навеска, раздельно-агрегатная гидросистема;
  • Т-74С3 – без гидросистемы;
  • Т-74С2 – без основного цилиндра, без навески.

Стоимость оригинального Т-74, как и модификаций, примерно одинакова, и составляет от 100 до 400 тысяч рублей, в зависимости от состояния трактора, количества навесных орудий к нему и пробега.

Инструкция по эксплуатации

Ваш браузер не поддерживает фреймы
Скачать Руководство по эксплуатации трактором Т-74

Техническое обслуживание

Для продления ресурса эксплуатации трактора Т-74 необходимо проводить техническое обслуживание в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации. Очистка трактора от остатков грязи и пыли должна происходить по окончанию каждого выезда. Это поможет предотвратить появление коррозии на элементах устройства.

Рекомендуемые масла:

  • Производите замену моторного масла через каждые 250 часов эксплуатации. Для замены наилучшим образом подойдут советские марки М-10Г2 или М-10В2.
  • Гидравлическое масло необходимо менять через 500 моточасов. Для гидросистемы можно использовать любое универсальное масло типа STOU.
  • Трансмиссионное масло подлежит замене всего 1 раз в начале сезонных работ. В качестве свежего смазочного материала рекомендуется использовать ТЭп-15В или ТАД-17и.

Основные неисправности и способы их устранения

Если двигатель трактора Т-74 чрезмерно греется во время эксплуатации (основной причиной является нагревание масла в картере):

  • Засорилось межреберное пространство (следует остановить двигатель и очистить его);
  • Засорилась защитная сетка вентилятора (следует ее очистить);
  • Слабое натяжение или обрыв ремня вентилятора (необходимо откорректировать его положение или заменить);
  • Нехватка или чрезмерное количество смазочного материала (долейте или слейте его);
  • Слишком большая нагрузка на мотор.

Читать еще: Трактор ХТЗ. Обзор модельного ряда, характеристики, отзывы

Следующие поломки могли привести к тому, что мотор не выдает необходимую мощность:

  • Засорен фильтр топливной системы;
  • Форсунки могут быть засорены или неисправны;
  • Выход из строя топливного насоса.

Основные неисправности и способы их устранения

Основная масса проблем в работе Т74 связана с повреждением двигателя с топливной системой, в частности. Они могут связаны как с неправильной эксплуатацией, так и с низкой износоустойчивостью деталей.

Перегрев мотора

Чрезмерное перегревание двигателя может оказаться, как правило, следствием нагревания масла, однако существуют и другие причины.

Основные причины и методы устранения
Засорение межреберного пространства цилиндров и головок Остановка и дальнейшая прочистка двигателя
Засор защитной сетки вентилятора Очистка
Ослабление или повреждение ремня вентилятора Заменить или изменить положение для усиления натяжения
Дефицит или избыток смазки Откорректировать количество
Большие объемы нагрузок на двигатель Снизить интенсивность работы

Потеря мощности мотора

Может наблюдаться снижение мощности двигателя.

Основные причины и методы устранения
Снижение объемов подачи топлива из-за повреждения тяги управления топливным насосом Откорректировать тягу управления
Загрязнение фильтра очистки горючего Замена фильтрующего элемента
Засорение, повреждение форсунок Замена, прочистка
Нарушение угла подачи топлива Отрегулировать и восстановить необходимый угол впрыска
Загрязнение воздухоочистителя Проведение очистки, замены

Неустойчивость работы мотора во время холостого хода

Основные причины и методы устранения
Проникновение воздуха в систему подачи топлива Убрать воздух
Проблема в пружине холостого хода Регулировка, замена
Повреждение насоса Ремонт или замена

Навесное оборудование

Трактор Т-74 может функционировать в сочетании с таким навесным оборудованием:

  • плуги многокорпусные;
  • косилка;
  • борона;
  • вилы;
  • прицепы и тележки;
  • окучники;
  • сеялки и ворошилки;
  • лопата-отвал;
  • фреза-культиватор.

Трансмиссия

Трансмиссия трактора Т-74 – с двухдисковой муфтой сцепления, шестью передачами переднего и одной передачей заднего хода – обеспечивает разгон до скорости 11,5 км/час.

Для бульдозера клиренс в 280 мм – маловато. Впрочем, для своего времени машина получилась лёгкой.

Полная масса составляет 5910 кг. Благодаря низкому – 0,45 кг на квадратный сантиметр давлению на грунт, проходимость на уровне.

Двигатель

Т-74 был оборудован двигателем модели СМД-14А. Это четырехтактный дизель с вихрекамерным смесеобразованием. Количество цилиндров — четыре, тип охлаждения — водяное. Мощность силового агрегата составляла 75 л.с. (номинальное значение при 1700 об/мин). Был предусмотрен пусковой бензиновый мотор ПД-10М-2 с электростартером. Для упрощения пуска зимой присутствовал предпусковой подогреватель (он был установлен на всасывающем коллекторе).

Тип воздухоочистителя — циклонный, в его конструкции присутствовала отсосная трубка, выходящая в выхлопную трубу двигателя. Принцип работы: выхлопные газы создавали разрежение в отсосной трубке, благодаря чему пыль из бункера воздухоочистителя уносилась выхлопными газами.

Система смазки: в ее состав входил масляный радиатор, который зимой можно было отключать.

Запас крутящего момента, не менее 15%
Максимальное число оборотов холостого хода в минуту, не более 1 830 об/мин
Диаметр цилиндра 120 мм
Ход поршня 140 мм
Рабочий объем цилиндров 6,33 л
Удельный расход топлива двигателя 195 г/э.л.с.ч.
Порядок работы цилиндров 1 — 3 — 4 — 2
Масса двигателя 675 кг
Емкость топливного бака 218 л

Габариты

Габаритная ширина 1 845 мм
Габаритная высота 2 325 мм
Длина (с механизмом для навешивания орудий, в транспортном положении) 4 225 мм
Длина (без механизма для навешивания орудий) 3 825 мм
Продольная база 1 622 мм
Номинальная ширина колеи 1 435 мм
Дорожный просвет 280 мм

Механизмы управления на тракторе

Дизельные обороты регулируются при помощи специального рычага. Повороты трактор Т-74 осуществляет при помощи одного из двух рычагов и благодаря имеющейся педали торможения гусеничного механизма. Процесс переключения передач возможен исключительно при полном выключении муфты сцепления. Основные рабочие передачи: вторая – четвёртая. Пятую и шестую используют для работ со специальной машиной и при процессе транспортировки груза.

Первую передачу можно применять в единственном случае: при преодолении кратковременно повышенного сопротивления. Весь механизм электрооборудования работает при постоянном поступлении тока (номинальное напряжение при этом должно составлять 12 В). В электрооборудование входят: генератор (мощность – 180 Вт), реле-регулятор, аккумулятор, стартер для запуска двигателя, сигнал звука, амперметр, фары (четыре штуки), лампа освещения приборного щитка (две единицы), плафон для подсветки в кабине, кабинный вентиляторный электродвигатель. Во время работы с различными навесными элементами при включении скорости необходимо подать звуковой сигнал, после чего начинать движение без рывков, плавно. Переезжая через бугры, канавы и прочие препятствия, следует использовать малую скорость, не допуская кренов и раскачивания.

Вот мы и описали трактор Т-74, фото которого представлены в статье.

Сферы использования и основные параметры

Сферы использования трактора:

  • сельскохозяйственные мероприятия;
  • транспортные работы (перевозка различного груза в прицепе, грузоподъёмность – не более двух тонн);
  • коммунальное хозяйство;
  • промышленное производство;
  • в процессе строительства.

Регионы использования – исключительно с умеренным климатом.

Основные размеры модели Т-74:

  • длина – 4225 мм;
  • ширина – 1845 мм;
  • высота – 2325 мм.

Полный вес (в тоннах) – 5,91. Кабина расположена в задней части трактора, а двигатель – в передней.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.