Бульдозер Т-330: технические характеристики, устройство, фото и видео

Одна из стен дома Дмитрия Медведева украшена изображением бульдозера «Т-330». Поскольку 16 сентября 2016 года он получил от Владимира Путина в подарок на свой 51-й день рождения картину Николая Овчинникова «В цеху», на которой изображён именно этот трактор. Кстати, тяжёлый промышленный бульдозер «Т-330» можно с полным правом назвать удачным опытом советского «импортозамещения» (модное во второй половине двухтысячных слово). Всё об истории данной модели, её конструкции, технических особенностях и сферах применения – в этой статье.

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Бульдозер Т 330 представляет собой тяжелую спецтехнику (производитель – Чебоксарский завод промышленных тракторов). Разработка модели началась в 1970-х годах. В тот период потребность в энергонасыщенной технике резко выросла, а в СССР подобных машин не существовало (использовались иностранные версии от Коматсу и Катерпиллар). Бульдозер создавался как альтернатива зарубежной технике, но полного копирования узлов разработчики решили не допускать. В результате получилась модель существенно более дешевая, но уступающая иностранным машинам по производительности.

По задумкам разработчиков Т 330 должен был стать базовой версией для нового семейства промышленных бульдозеров, которое включало бы модели разного тягового класса со схожей схемой построения и унификацией по узлам. Внешне модель существенно отличалась от бульдозеров того времени. Изначально кабина была вынесена далеко вперед и находилась рядом с тыльной стороной отвала, практически нависая над ним. В дальнейшем кабину несколько отодвинули назад для улучшения эффективности работы. За счет необычной компоновки разработчики попытались минимизировать усталость оператора путем увеличения обзорности рабочей области.

Выпуск серии Т 330 начался в 1975 году. В настоящее время производство модели продолжается, но с другим названием (ЧЕТРА Т25). Современный аналог Т 330 имеет серьезно доработанную конструкцию и новые элементы конструкции.

Бульдозер Т 330 технические характеристики

Бульдозер Т 330 предназначается для перемещения, резания и рыхления грунта 1-4 категории. Техника эффективна при выполнении следующих работ:

  • формирование насыпных сооружений;
  • перемещение больших объемов грунта, щебня и гравия;
  • заполнение котлованов, ям и выемок;
  • создание оснований для дорог;
  • расчистка территории с уборкой камней, мелколесья и кустарников;
  • складирование строительных материалов;
  • разрушение зданий и различных конструкций;
  • планировка территории.

Область применения

Важно! Бульдозер у специалистов обозначается Т-330Р1-01. Агрегат используется для слоевого снятия грунтов I-IV категории плотности, выравнивания территории рабочей площадки.

Используется Т-330 на вскрыше пород в открытых горных разработках, в строительстве промышленных объектов, в дорожных работах.

Назначение агрегата:

  • снятие грунта с поверхности участка слоями и передвижение грунтовой массы, гравийного, щебеночного и другого материала по рабочей зоне;
  • засыпка выемки, котлована, траншеи и т. п.;
  • выравнивание поверхности рабочей площадки в соответствии с проектными отметками;
  • возведение насыпных дамб, сооружение плотин, твердой основы под дорожное полотно и т. п.;
  • складирование в штабели и смешивание нерудных строительных материалов;
  • устройство котлованов под элементы фундаментов;
  • очистка территории строительных площадок, раскорчевка кустарников и мелколесья;
  • уборка снега, ликвидация последствий гололедных явлений.

устройство и особенности обслуживания бульдозера Т-330

Конструкция рамы и двигателя

Жесткая рама T-330 представляла собой две стальных консоли. Консоли машины объединялись тремя поперечными балками. Лонжероны имели коробчатое строение. Эластичная подвеска машины оборудована балансировочным брусом. Балансирный швеллер, закрепленный впереди, упирался в гусеничные тележки.

Топливная система двигателя ЯМЗ-240

Топливная система двигателя ЯМЗ-240

У модели был восьмицилиндровый дизельный мотор, оборудованный системой воздушного подвода охлаждения. На первых машинах устанавливался двигатель марки 8 ДВТ с мощностью в 259 кВт. Двигательная установка без проблем запускалась при низких температурах. До –30 градусов проблем с запуском не было. Гарантийная выработка двигателя машины предполагалась в пределах 6 000 м/ч.

Но при активной работе техники этот показатель значительно уменьшался, поэтому в более поздних моделях бульдозера T-330 двигательная установка была заменена двенадцатицилиндровым двигателем марки «ЯМЗ-240» с мощностью 368 кВт. Этот двигатель выпускался Ярославским моторным заводом. Основным его преимуществом была более высокая мощность, которая позволяла увеличить производительность.

Кабина машиниста

Рабочее место машиниста в бульдозере T-330 расположено в передней части. Оно имеет целый ряд достоинств:

Панель управления бульдозера Т-330

Панель управления бульдозера Т-330

  • В кабине есть вентиляция и отопительное устройство.
  • В целях препятствия замерзанию установлены двойные стекла.
  • Площадь остекления обеспечивает достаточный для работы обзор, а светотехнические приборы прекрасно освещают рабочую зону.
  • Регулируемое сидение позволяет коррекцию высоты для удобства работы.
  • Подрессоренная платформа является хорошей защитой от вибраций, создаваемых силовой установкой.

Это делает работу машиниста бульдозера более комфортной.

Ходовая система бульдозера

Ходовая система T-330 полужесткая. В ее основе — две гусеничных тележки. Они могут раскачиваться осями бортовых передач. Корпуса подшипников бульдозера наполнены смазочным материалом, которого хватает на весь срок эксплуатации машины. Натяжение гусеничных лент регулирует специальное устройство, приводимое в движение посредством гидравлической энергии. Гусеничный трак разъемный. Он набран из 42 элементов, расстояние между которыми составляет 250 мм.

Схема бульдозера Т-330

Свойства системы управления

Схема гидрораспределителя трактора Т-330

Схема гидрораспределителя трактора Т-330

Устройство T-330 имеет свои отличительные качества. Гидромеханическая передача бульдозера модульная. Она представляет собой металлический диск с зубьями, которые при движении входят в аналогичные пазы другого диска. Привод осуществляется раздельно. Передача идет на каждый борт.

Ресурс крутящегося момента передается на ведущие колеса и насосные агрегаты гидросистемы. Этому способствует гидротрансформатор, помогает регулятор согласования и движение карданного вала. Режим передачи вращательного эффекта меняется гидротрансформатором бесступенчато. Он соответствует величине нагрузки.

Коробка переключения передач у бульдозера одна. Раздваивающийся поток силы позволяет менять курс обращения основных колес. Это позволяет регулировать передвижение и повороты бульдозера на месте. Управление коробкой передач осуществляется дисковыми гидромуфтами.

Виды навесного оборудования

T-330 создавался как базовая модель для использования с различным навесным оборудованием:

  • бульдозерным;
  • рыхлительным;
  • крановым;
  • экскаваторным.

Высокая производительность этой машины – результат большого объема отвала. Диагональная тяга обеспечивает максимальную близость отвала к капоту бульдозера и максимум усилия на нож. Навесное рыхлительное оборудование имеет один зуб, максимальное усилие проникновения которого — 15,3 т.

Бульдозерно-рыхлительная машина на базе трактора T-330 имеет как свои достоинства, так и недостатки. Бульдозер до сих пор используется в строительстве и промышленности.

Видео по теме: Трактор Т-330

Назначение

Предназначение Т-330 заключается в проведении строительных, ремонтных и мелиоративных работ в широком диапазоне температур (от -50?С до +50?С). Наиболее эффективным представляется привлечение бульдозера для реализации крупных проектов, позволяющих достичь оптимального соотношения выполненной работы к затратам на обслуживание.

Стандартное оснащение трактора включает разрыхлитель и передний поперечный отвал. Капот конструкции бронирован, имеет повышенную прочность и исключает деформацию при перемещении большой массы твердого каменистого грунта.Переднее расположение кабины позволяет снизить нагрузку на оператора, открывая больший обзор при работе с передним отвалом. Чтобы снизить вероятность повреждения кабины грунтом, отходящим с передней части ковша, ее сдвинули немного назад (под защиту капота).

Увеличение практической эффективности гусеничного бульдозера для работы на мерзлой поверхности достигается за счет возможности отведения выхлопных газов под отвал. Это препятствует намерзанию конгломерата грунта, который снижает подвижность ковша и массу двигаемого материала.

Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск при низких температурах. В жаркую погоду охлаждения достаточно для исключения перегрева, возникающего при интенсивной работе. Наиболее эффективны при высоких температурах воздуха модели, оснащенные жидкостным охлаждением.

В качестве конкретных примеров промышленного использования тракторов можно отметить:

  • подготовку грунта под фундамент крупных зданий;
  • участие в разрушении и демонтаже железобетонных покрытий;
  • расчистка котлованов;
  • ликвидация и предупреждение последствий стихийных бедствий (расчистка рвов, производство насыпей, удаление обломков строительного мусора).

Технические характеристики

На большинстве современных моделей Т-330 установлен современный 12-цилиндровый двигатель, поскольку рабочий ресурс старых 8-цилиндровых агрегатов практически везде исчерпан. Приведем характеристики бульдозера в комплектации, наиболее часто встречающейся в продаже или составе механизированных подразделений.

Двигатель бульдозера Т-330 (версия ЯМЗ-240НМ2, Ярославль):

Характеристики Показатели Ед. измерения
Цилиндрі: 12 шт.
— число 130 мм
— диаметр 22,3 л
— рабочий обїем 140 мм
— ход поршня
Мощность 368/500 кВт/л.с.
Частота вращения вала 2100 об./мин.
Крутящий момент (максимальный) 1815/185 Н?м/кгс?м
Расход топлива (минимальный) 208/153 г/ч на единицу мощности (кВт/л. с.)
Габариты 1,760 ? 1,100 ? 1,190 м
Вес 1,790 т

Габариты и характеристика гусениц:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Башмаки:
— число 42 шт.
— ширина 650 мм
Звено:
— шаг 250 мм
— высота зацепления с грунтом 90 мм
Площадь контакта 7,86 м2

Параметры гидравлической системы:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Насосы Шестеренные
Производительности при 1700 об./мин. 430 л/мин.
Давление предохранительных клапанов:
— рыхлителя 160 кг/см2
— перекоса отвала 160 кг/чс2
— отвала 160 кг/см2
Параметры поршня (диаметр, ход):
— гидроцилиндра подъема и опускания отвала 160х1250 мм
— перекоса отвала 220х300 мм
— подъема рыхлителя 220х560 мм

Ходовые характеристики:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Длина 9330 мм
Высота 4762 мм
Ширина 4230 мм
Удельное давление 1,127 кгс/см
Объем бака (дизельное топливо) 670 л
Диапазон скоростей:
— вперед 0-17 км/ч
— назад 0-14 км/ч
Масса 54800 кг
Дорожный просвет 0,57 м

Бульдозерное и рыхлительное оборудование:

Характеристики Показатели Ед. измерения
— тип полусферический
— ширина 4860 мм
— высота 1820 кг
— высота подъема 1530 кг
— заглубление 650 кг
— масса 7030 кг
Призма волочения 13 м3
Заглубление отвала не более 0,65 м
Перекос отвала ±12 град.
Рыхлитель:
— тип параллелограмм
— число зубьев 1 шт.
— высота подъема 950 мм
— заглубление 1380 мм
— диапазон углов рыхления ±14 град.
— масса 6489 кг
Усилие:
— заглубляющее 15300 кг
— выглубляющее 56400 кг

Стоимость современных версий бульдозера достигает 5 млн. руб. Более старые и изношенные образцы обходятся дешевле, однако расходы на их обслуживание повышают цену практически до уровня современных моделей. Существенным плюсом при использовании бульдозера являются меньшие, чем для зарубежных аналогов, затраты на запчасти.

На видео бульдозер Т-330 в работе:

ДВИГАТЕЛЬ

Т 330 оснащается 4-тактным дизелем 8ДВТ-330А, выпускаемым Волгоградским моторным заводом. Турбированный агрегат имеет V-образную компоновку и воздушную систему охлаждения, оптимально подходящую для северных районов. Двигатель устанавливается за кабиной в средней части бульдозера. При всех своих достоинствах (неприхотливость, большой запас крутящего момента, мощность) мотор в условиях интенсивной работы уже после 3-4 лет требовал капитального ремонта (общая наработка до капремонта – 4000 моточасов). В этом случае замене подвергались дефектные детали, после чего выполнялись операции обслуживания, что требовало немалых затрат.

Бульдозер Т 330 технические характеристики

Параметры двигателя 8ДВТ-330А:

  • рабочий объем – 22,6 л;
  • мощность – 250 (330) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 1700 об/мин;
  • число цилиндров – 8;
  • масса – 2600 кг;
  • удельное потребление топлива – 230 г/кВт в час.

Отдельные версии Т 330 подвергались переоборудованию. Вместо агрегата 8ДВТ-330А на них устанавливали мотор ЯМЗ-240 НМ2. Среди моделей, эксплуатирующихся в настоящее время, подобных версий большинство.

Параметры двигателя ЯМЗ-240 НМ2:

  • рабочий объем – 22,3 л;
  • мощность – 368 (500) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 2100 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 1815 Нм;
  • число цилиндров – 12;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельное потребление топлива – 208 г/кВт в час.

Бульдозер Т 330 технические характеристики

Бульдозер комплектовался топливным баком, вмещающим 670 л горючего.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Хороший обзор из кабины вперёд (назад нет, но там и нечего особенно высматривать – работает рыхлитель, и ладно).
  • Кабина, безусловно удобная и тёплая, отопитель мощный, плюс автономка на бензине, что очень удобно.
  • Отличный подогреватель, от 4х АКБ греет всё, включая КПП и топливный бак.
  • Превосходная маневренность – разворот обе гуски в разные стороны, практически на месте.
  • Простота и сверх-ремонтопригодность! Масса всяких лючков, везде можно добраться. Двигатель перебрать, или вовсе заменить – не проблема, хватит 10-ти/12-ти часов, и вперёд!
  • Двигатель работает на пределе, но мощности хватает, можно работать на полных оборотах. На земле «бульдог» легко превосходит в производительности даже более мощный «Komatsu-355». То же самое – и на скале, если она разбирается отвалом, если порода типа вулканических туфов. На рыхлении «Т-330» слабоват (корма лёгкая, колонку (стойку) рыхлителя не видно, угол атаки нерегулируемый).

Минусы:

  • Маленький ресурс мотора, всего в 3-4 тыс. м/ч.
  • Электрогидравлическое управление распределителями имеет только два положения: вкл. и выкл., промежуточных нет. Неоднократно рвало распределители, летели пилоты управления.
  • Очень слабые дюралевые лючки, сразу раздавливает, умельцы меняли их на самодельные стальные. Плохой доступ к заливной горловине картера ГТР (на поздних картер общий с КПП)
  • Гусеницы больше чем полгода не выхаживали – просто рвались , срывая крылья, ящики, аккумуляторы… В общем и целом, качество заводской сборки часто оставляет желать лучшего.

Основные модификации и аналоги

Аналогом гусеничного трактора является созданный на его базе, усовершенствованный бульдозер Т-330Р1-01. Он оснащен 1- или 3-зубым рыхлителем, с поперечными отвалами способен обрабатывать сложные мерзлые грунты и работать в специфических условиях.

Другие модификации — бульдозеры Т-25.01, ДЗ-94С и ДЗ-94С1, использующиеся в крайне тяжелых условиях.

Бульдозер четра

Бульдозер дэт 250

Лучшие минитрактора для уборки снега с ковшом: как сделать снегоуборщик самостоятельно

Как сделать ВОМ на самодельный минитрактор: схема, инструкция

Доработки МТЗ-82 и МТЗ-132Н своими руками: переделка рулевого управления, двигателя, полугусеничный ход, установка моста

Как сделать снеговой отвал на МТЗ-82 своими руками: самодельная поворотная снегоуборочная косая лопата, чертежи и размеры

Характеристики базового оборудования:

1. Полусферический отвал ножевого типа:

  • ширина – 4860 мм;
  • высота – 1820 мм;
  • емкость призмы – 13 куб.м;
  • максимальный подъем – 1530 мм;
  • максимальное заглубление – 650 мм;
  • угол смещения в сторону – 12 градусов;
  • масса – 7030 кг.

2. Однозубый рыхлитель параллелограммного типа:

  • максимальный подъем – 950 мм;
  • максимальное заглубление – 1380 мм;
  • масса – 6489 кг.

Производительность трактора, его российских и зарубежных аналогов

Производительность машин с бульдозерным оборудованием зависит от 4-х параметров:

  • Объема грунтовой массы в призме волочения, сдвигаемого отвальным устройством.
  • Мощности энергоустановки бульдозера, обеспечивающей скорость движения и маневры машины.
  • Длины рабочей полосы, определяющей время цикла и потери грунтовой массы из призмы перемещения.
  • Свойств породы грунта участка.

В нашей статье вы можете прочитать о тракторе «Кировец» К-744р, узнать его стоимость и комплектность поставки.

Следующий обзор посвящен мини-трактору «Беларус» 132Н, его истории создания, основным техническим характеристикам.

Для конкретной машины объем переработанного грунта за единицу времени (производительность) формируется вторым и третьим параметром, в большей степени энергонасыщенностью машины. Параметры отвала также определяются мощностью двигателя.

бульдозер Т-330 ГР1, особенности эксплуатации

Фото: модификация бульдозера Т-330 ГР1

Отдельные параметры российских и зарубежных машин

Изготовитель

Обозначение модели Масса, т Мощностной параметр,

л. с.

Объем отвального устройства, м

3

Komatsu Limited

D575

114–152 1150

69

Komatsu Limited

D475 (А‑5)

108,4 860

полусфера 27,4

сфера 34,4

Caterpillar Inc. Company

D11

104–113 862

43,6

Промтрактор

Т-330

58 405

13

ЧТЗ

Т‑800

76–106 820

26,2

Четра Т40 69 590 21

Энергонасыщенность зарубежных бульдозеров выше, объемы призм волочения, формируемых отвалами, больше, чем у Т-330 и других российских машин.

Российские тракторостроители используют в машинах детали и агрегаты зарубежных компаний. На бульдозере «ЧЕТРА Т25» применены энергоустановка из США QSX15-C440 компании Cummins и насосные узлы фирмы David Brown.

В машинах, выпускаемых в России, использованы узлы трансмиссии от BOSCH-REXROTH и SAUER-DANFOSS, другое оборудование из-за рубежа. Как следствие, купить изделия можно, но по более высокой цене.

А в данном видео запечатлена работа бульдозера Т-330:

Обзор тяжелого промышленного бульдозера ЧЗПТ Т-330

Агрегат Т-330 — тяжелый промышленный гусеничный трактор, широко применяющийся на землеройных работах в нефтегазовом, гидротехническом строительстве, горнодобывающей промышленности. Данная модель разработана в 1972-75 годах на Чебоксарском заводе промышленных тракторов (ЧЗПТ) — крупнейшем предприятии СССР по производству тяжелой промышленной техники для топливно-энергетической, строительной индустрии, дорожного хозяйства.

Бульдозер Т-330: технические характеристики, устройство, фото и видео

Конструкционные особенности трактора

Трактор выпустили для замены зарубежных аналогов лидирующей в то время бульдозерной техники Caterpillar, Komatsu и Liebherr. Производительность машин Т-330 уступала импортным, но стоимость изготовления, сборки и последующего технического обслуживания (ТО) была намного ниже.

Бульдозер сразу же привлек внимание отечественных и зарубежных представителей прессы, общественности, вызвал много споров среди специалистов. Ведь конструкция модели нетипичная. В первых машинах кабина выходила вперед и создавала навес над отвалом.

Во время испытаний было выявлено, что земля скапливается на отвале и падает через козырек на переднюю часть кабины. При работе с каменной или скальной почвой это могло навредить устройству. Поэтому при дальнейшей разработке агрегата инженеры ЧЗПТ кабину сдвинули на метр назад, а спереди установили бронированный капот.

Бульдозер Т-330: технические характеристики, устройство, фото и видео

Идея выноса кабины вперед данной модели и особенности ее конструкции были смелым и оправданным решением. Благодаря этому снижалась нагрузка на оператора, улучшалась обзорность работы с передним отвалом, увеличивалась безопасность.

Изначально бульдозер был укомплектован 4-тактным 8-цилиндровым дизельным двигателем 8ДВТ-330 с воздушной системой охлаждения, газотурбинным наддувом и неразделенной камерой сгорания. Дизель производился на моторном заводе в Волгограде. Компоновка узлов и механизмов выполнена с учетом V-образного расположения цилиндров и особенностей установки.

Агрегат устанавливался в средней части рамы машины на 4 опорах.

Моторесурс двигателя трактора Т-330 достигал 3-4 тыс. моточасов. Этого хватало на 3 года интенсивной эксплуатации, после чего проводился капитальный ремонт. Поэтому его решили заменить 12-цилиндровым V-образным дизелем ЯМЗ-240НМ2 мощностью 500 л. с. производства Ярославского моторного завода. Такая улучшенная установка предназначена для карьерных самосвалов БелАЗ большой грузоподъемности.

Трансмиссия Т-330 — гидромеханическая с разделением крутящего момента на бортовые передачи. Ее особенность заключается в раздельно-агрегатном исполнении узлов, которые размещены на раме трактора. Она оборудована механической ступенчатой 2-вальной коробкой передач (КПП), обеспечивающей по 3 скорости переднего и заднего хода, соосным планетарным реверсивным механизмом и независимым валом отбора мощности.

Агрегат имеет ленточные тормоза плавающего типа с гидравлическим управлением и механическим приводом на стоянке.

Ходовая система — полужесткая, включающая 2 гусеничные тележки.

Бульдозер Т-330: технические характеристики, устройство, фото и видео

Натяжение гусеничной ленты облегчается гидравлическим приводом, гусеничная лента — разъемная.

Управление трактором — гидравлическое, полностью дистанционное, управление навесными механизмами — электрогидравлическое.

Навесное оборудование

Тракторы с рыхлительным и бульдозерным оборудованием образуют бульдозерно-рыхлительные агрегаты.

Рыхлители применяются для механического разрушения мерзлых почвенных слоев, трещиноватых пород, рыхления плотных, талых грунтов в любых климатических условиях, бульдозеры — для послойного срезания и перемещения земли, щебня, гравия после рыхления.

При агрегатировании с навесным орудием агрегаты 330 могут выполнять и такие задачи, как:

  • планировка и выравнивание строительных участков;
  • образование насыпей, плотин, дамб;
  • заполнение грунтовыми массами траншей, котлованов;
  • образование котлованов для оснований промышленных объектов;
  • расчистка площадок с выкорчевыванием мелколесья;
  • разрушение старых построек и фундаментов железобетонных строений.

Бульдозер Т-330: технические характеристики, устройство, фото и видео

Трактор также служит базой для многих прицепных механизмов:

  • скреперов;
  • виброкатков;
  • корчевателей;
  • кавальероразравнивателей.

Часто некоторые владельцы используют бульдозеры как экскаваторы-погрузчики или в качестве техники для садоводства.

К машинам могут агрегатироваться такие отвалы:

  • неповоротные прямые;
  • неповоротные полусферические;
  • неповоротные сферические.

Ширина 2 первых механизмов составляет 4730 мм, высота — 1750 мм. Ширина сферических отвалов — 4920 мм. Основной угол резания — 55°.

Достоинства и недостатки

Трактор имеет такие достоинства:

  • оригинальный внешний вид;
  • возможность эксплуатации в суровых климатических условиях и при низких температурах;
  • комфорт рабочего места оператора;
  • простое управление;
  • отличная тепло-, шумоизоляция и вентиляция кабины;
  • максимальная обзорность при работе;
  • высокая проходимость и маневренность;
  • возможность работы в темноте;
  • доступность комплектующих и запасных частей;
  • низкие расходы на ТО;
  • доступная цена.

Главными недостатками бульдозера являются наличие двигателя 8ДВТ с малым моторесурсом и низкое качество сборки конструкции.

Гусеницы часто приходят в негодность, начинают рваться через короткое время эксплуатации, при этом срываются крылья, ящики и аккумуляторы.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.