Гусеничный трактор ВТ-100: технические характеристики, устройство, фото и видео

Трактор ВТ-100 представляет собой машину общего назначения на гусеничном ходу, относящуюся к 4 тяговому классу. Автором проекта является Волгоградский тракторный завод, длительное время считавшийся главным производителем гусеничной техники на отечественном рынке. ВТ-100 появился в результате глубокой переработки легендарного трактора ДТ-75 и получил новый мотор, модернизированную кабину оператора, откидной капот и другие изменения. Машина агрегатировалась со 150 типами орудий и оснащения и позволяла решать множество задач.

Производство ВТ-100 стартовало в 1994 году. спецтехника сразу появилась во многих хозяйствах, но постепенно утратила популярность. В настоящее время модель не выпускается, но многие экземпляры и сейчас применяются многообразными организациями в дорожном строительстве, транспортном и строительном сегменте, коммунальной сфере и сельском хозяйстве. значительный спрос на трактор объясняется дешевизной и простотой ремонта и обслуживания.

ЧТЗ Т-100: история создания

Предшественником трактора Т-100, как было обозначено ранее, является модель С-100. Именно поэтому первоначально названием должна была стать аббревиатура C-100M. Расшифровывается она достаточно просто — «Сталинец Модернизированный». Но в силу исторических причин, политики СССР на тот момент осуществлено переименование в Т-100М.

Существует переходная модель между старой и новой «соткой». Обозначалась она Т-108. В официальных документах указывается, что это трактор производился в период 1962-1965 г.г. В реальности же он не выпускался. Фактически Т-108 — наименование опытной модификации под маркировкой 100М.

Самый первый трактор под маркировкой Т-100 (в разговорном жанре — сотка) был собран 09.10.63 г.

Через несколько лет, в 1968 году, трактор был удостоен почетной награды на выставке сельскохозяйственной техники. На данный момент существует более двух десятков различных модификаций трактора рассматриваемого типа. Модификации разрабатывались по целому ряду самых разных причин. В первую очередь это именно необходимость расширения спектра решаемых задач при помощи гусеничного трактора данного тягового класса.

трактор с 100

Трактор С-100 предшественник Т-100. В настоящее время их можно встретить в музее

Самые первые трактора Т-100 выпускались без гидравлического оборудования. Что существенно усложняло процесс использования, управления.

ТТХ трактора

Технические характеристики трактора 10-го тягового класса на момент создания были выдающимися. Именно по этой причине он продолжал выпускаться с минимальными изменениями более чем 10 лет подряд. Стоит упомянуть о ряде особенностей данной техники. Имеются как плюсы, так и минусы. Связаны они именно с техническими характеристиками гусеничного трактора.

Габаритные и массовые показатели

Габаритные показатели трактора были велики, но позволяли без труда использовать технику для решения самых сложных задач даже в условиях недостатка свободного пространства. Габаритные размеры стандартной модели трактора Т-100 без каких-либо модификаций выглядят следующим образом:

  • длина — 4.2 м;
  • ширина — 2.4 м;
  • высота — 3 м;
  • колея — 1.8 м.

Длина опорной поверхности гусениц составляет 2.3 м. Именно за счет этого достигается высокая проходимость у данного типа техники. Трактор Т-100 без труда преодолевает сложные участки дороги, болотистую местность. Убедиться в этом можно как самостоятельно, так и просмотрев видео эксплуатации данной техники в сложных дорожных условиях.

Величина дорожного просвета составляет 331 мм. Большой клиренс позволяет без труда преодолевать различного рода колеи, иные сложные участки дорог — где решающим фактором является расстояние от нижней части шасси до дороги. Удельное давление на почву составляет 0.47 кгс/см2. Потому трактор не проваливается на сложной, проблемной почве. Металлоемкость, кг/л.с. — 102.

Отличительной особенностью для своего времени является высокий показатель тяглового усилия — 6000 кг. Причем сам трактор в конструктивном положении имел вес всего 11 т. Что для техники данного типа с такими техническими параметрами было относительно немного — если учитывать год разработки и выпуска. Максимальная величина тягового усилия на первой передаче составляет 9.5 т.

Гусеничный трактор ВТ-100: технические характеристики, устройство, фото и видео

При этом при увеличении скорости тягловое усилие существенно уменьшается. На самой последней пятой передаче оно составляет всего 5 т. Потому при движении с грузом, прицепом необходимо будет использовать в обязательном порядке пониженную передачу. Это существенно упрощает движение, особенно в сложных условиях дороги.

Двигатель

Изначально на базовую модификацию устанавливается двигатель типа Д-108. Данный мотор разрабатывался специально для гусеничного трактора Т-100. Именно поэтому использование его максимально эффективно. Данный двигатель представляет собой четырехцилиндровый мотор, отличительной особенностью его является нераздельная КВЗ.

Сама она размещается в поршнях двигателя. Стандартная мощность такого трактора равна 108 л.с. Что для середины прошлого века считалось достаточно выдающимся показателем. Такой показатель достигается лишь при скорости вращения коленвала, об/мин-1070.

Рабочий объем двигателя равен 150 см3. Диаметр поршня — 0.145 м. Вес мотора составляла ровно 2.1 т — почти ½ полной снаряженной массы самого трактора. В случае необходимости работы сложных условиях существенно помогает некоторый запас по мощности. Для пуска при отрицательной температуре используется «пускач» П-23 со специальным стартером. Объем топливного бака составляет двести тридцать пять литров.
Гусеничный трактор ВТ-100: технические характеристики, устройство, фото и видео

Отличительными особенностями данной модели агрегата являются:

  • в форсунках установлен не 1 распылитель, а целых 9 шт.;
  • в фильтр для очистки масла устанавливается центрифуга реактивного типа.

Именно за счет пониженной величины сжатия стало возможно упростить пуск силового агрегата. Максимальный момент установлен на уровне 82 кГм.

Трансмиссия

Трансмиссия «сотки» не имеет больших отличий от предшественника. В конструкции предусматривается сцепная муфта. Главным преимуществом её является возможность легко демонтировать при необходимости.

Так как она фактически представляет собой самостоятельный узел. КПП использовалась механическая:

  • пять скоростей — для движения вперед;
  • четыре скорости — для движения назад.

Тип коробки — реверсивный, трехходовый. В качестве центральной передачи применяется конического вида. Для поворота применялась специальная многодисковая сухая муфта. Диски ведомые снабжались с фрикционными накладками. Управление ими производилось при помощи специализированных серворычагов.Сам ходовой механизм — полужесткого типа, состоит он из гусеничных тележек. Установлено балансирующее устройство.

Кабина трактора Т-100: обзор рабочего места

Кабина трактора Т-100 во всех модификациях обязательно монтировалась на жесткую раму. Причем от предыдущей модели под обозначением С-100 отличной была лишь форма. В остальном же какие-либо существенные изменения Т-100 не претерпел. Сегодня работа в такой кабине достаточно неудобна — в сравнении с аналогичными современными моделями тракторов. Но для своего времени салон трактора был достаточно комфортабельным.

Гусеничный трактор ВТ-100: технические характеристики, устройство, фото и видео

Присутствовало освещение, а также мягкое сиденье для самого водителя. Имелся отопитель, система принудительной вентиляции. Но именно это являлось причиной возникновения повышенного шума непосредственно внутри кабины.

Навесное оборудование

Универсальность данного трактора объясняется довольно большим количеством навесного оборудования, с которым машина могла принимать участие в работах того или иного вида. Навесное устройство трактора предусматривало установку следующих навесных агрегатов:

  • Фронтальный бульдозерный отвал. Данное оборудование чаще всего являлось базовым, но его также можно было приобрести отдельно от машины. Этот отвал обладает довольно простой конструкцией, он способен лишь подниматься и опускаться, а изменений поворота, перекоса и прочих функций он не имеет. Проще говоря, это прямой отвал.
  • Разнообразное плужное оборудование.
  • Навесные культиваторы.
  • Боронировочное оборудование.
  • Корчеватели.
  • Трубоукладчики.

Гусеничный трактор ВТ-100: технические характеристики, устройство, фото и видео

Двигатель

ВТ-100 оснащается 2 типами силовых установок:

  • 4-тактным дизельным мотором Д-442-24 (Алтайский моторный завод). Агрегат имеет систему газораспределения двухклапанного типа, жидкостное охлаждение и газотурбинный наддув. Цилиндры двигателя выстроены в ряд, что упрощает его обслуживание и делает более компактным. Уровень вредных выбросов соответствует нормам ГОСТ 41.96-2005. В моторе применяются гильзы из специализированного чугуна с дополнительной обработкой рабочей зоны, что увеличивает ресурс работы мотора. Конструкция агрегата позволяет эксплуатировать его без капитального ремонта до 12000 моточасов.

Характеристики двигателя Д-442-24:

  • рабочий объем – 7,4 л;
  • номинальная мощность в тяговом режиме – 88 (120) кВт (л.с.);
  • номинальная мощность в приводном режиме – 106,8 (145) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 1750 об/мин;
  • запас крутящего момента – 35%;
  • количество цилиндров – 4;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельный расход топлива – 220 г/кВт в час.
  • 4-тактным дизелем СМД-20ТА (Белгородский моторный завод). Среди особенностей агрегата: непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение, турбонаддув и рядное расположение цилиндров. Двигатель отличается значительной надежностью и может работать в 2 режимах: тяговом и приводном. Система защиты срабатывает при низком давлении и перегреве (после сигнала агрегат выключается).

Характеристики мотора СМД-20ТА:

  • рабочий объем – 6,3 л;
  • номинальная мощность в тяговом режиме – 88 (120) кВт (л.с.);
  • номинальная мощность в приводном режиме – 106,8 (145) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 1900 об/мин;
  • запас крутящего момента – 25%;
  • количество цилиндров – 4;
  • диаметр цилиндра – 120 мм;
  • удельный расход топлива – 227 г/кВт в час.

Особенности устройства и эксплуатации

  • Техника поставляется с многофункциональной каркасной кабиной, которая защищает оператора в случае опрокидывания трактора. Этому также способствует минимальная деформация кузова при перевертыше машины. Кроме того, отметим высокий уровень герметизации и звукоизоляции кабины, с целью обеспечения уюта и комфорта. В результате в салоне почти не слышно внешних шумов и посторонних звуков, а также вибраций. За счет этого оператор имеет возможность ощутить удобство пользования, он меньше устает, его ничто не отвлекает, и он может гораздо лучше сконцентрироваться на выполнении той или иной задаче. Таким способом конструкторам удалось повысить производительность труда. Чтобы удобно забираться в кабину, а также выходить из нее, для этого предусмотрен широкий дверной проем и несколько ступенек с антискользящим покрытием. Среди немаловажных элементов, повышающих качество обзорности, отметим широкую площадь остекления и противосолнечные козырьки, защищающие от попадания ультрафиолетовых лучей. Помимо этого, особого внимания заслуживают функции вентиляции и отопления салона, а также регулировки сиденья и рулевой колонки. Салон охлаждается и отапливается достаточно эффективно и быстро, что очень важно в морозную или чрезвычайно жаркую погоду. Что касается передней панели, на ней эргономично расположены органы управления и приборы, отвечающие за настройку компонентов, рабочих органов и подвижных (навесных) частей трактора.
  • Машина оснащена многоступенчатой коробкой передач, которая работает быстро и информативно, без высоких потерь мощности ДВС. Принудительная система смазки повышает выносливость КПП, которая благодаря этому работает значительно дольше. Пятиступенчатая КПП имеет шестерни с постоянным зацеплением. Также в конструкцию входит планетарный поворотный механизм с конечными передачами и пневмосервированием. В целом, переходы между повышенными или пониженными скоростями не сопровождаются ни подергиваниями, ни проскальзываниями, ни рывками при переключениях.
  • Машина получила гусеничную ходовую часть балансирного типа. Такая компоновка обеспечивает высокую курсовую устойчивость машины, особенно при движении по неровной дороге. Таким образом, это стало одним из элементов улучшения внедорожных возможностей. Полноприводная схема работает безупречно, и позволяет в полной мере раскрыть потенциал гусеничного шасси. В результате появилась возможность передвигаться по раскисшим грунтам, скользким снежным дорогам и высоким сугробам, а также преодолевать колеи, броды и 30-процентные подъемы. Не смотря на небольшую максимальную скорость, машина обладает высокими тяговыми характеристиками.
  • Высокие тяговые характеристики обеспечиваются благодаря мощной и тяговитой силовой установке дизельного типа. Так, силовая отдача мотора составляет 120 л. с. в тяговом режиме и 145 л. с. в приводном режиме. При этом запас крутящего момента составляет 35%. Двигатель удалось хорошо адаптировать к низкотемпературным нагрузкам, и благодаря этому можно не опасаться за технические проблемы, которые могли бы возникнуть с ДВС при эксплуатации в северных регионах России. Специально для этого мотор получил специальную систему обогрева, а также предпусковой подогреватель и другие вспомогательные компоненты для бесперебойного запуска мотора, а также его надежного функционирования при многосменном режиме работы.
  • Трактор ВТ-100 удобно не только эксплуатировать, но и обслуживать. Так, благодаря откидной крышке капота машине не доставит проблем в процессе замены и установки новых компонентов – это касается как элементов цилиндропоршневой группы, так и заправочных жидкостей и других расходных материалов. Более того, ради повышения ремонтопригодности разработчики решили унифицировать машину с другими моделями Волгоградского завода. Взаимозаменяемость деталей позволяет использовать другой трактор марки ВТ в качестве донора. Это в какой-то мере не только улучшает ремонтопригодность, но и значительно снижает стоимость владения гусеничным трактором ВТ-100.
  • Трактор ВТ-100 можно оснастить валом отбора мощности с диапазонами скорости в пределах 540-1000 об/мин. В передней части машины устанавливаются съемные балансировочные грузы. Для адаптации к промышленным операциям машину следует оснастить бульдозерным отвалом Д3-42 с грузоподъемностью 800 кг. Ширина отвала составляет 2560 мм, а высота – 800 мм. Из наиболее популярных сельскохозяйственных опций отметим гидрофицированное оборудование, рассчитанное на работу с тракторами 3-й и 4-й тяговыми категориями. Некоторые опции устанавливаются впереди, а другие – в задней части трактора.

Модификации трактора Т-100

Изначально трактор модели Т-100 использовался на агрегате ДЗ-53. Данная база была использована для создания трубоукладчика, крана и свайного копра. За все время производства данного типа техники было выпущено более десятка различных модификаций. Универсальная платформа позволяла решать обширный перечень самых разных задач.

Челябинский тракторный завод за все время существования выпустил следующие виды модификаций трактора Т-100 — «сотки»:

Т-100 — базовая модель, гидравлическое оборудование отсутствует, как и крепления задней навесной системы (в задней части техники располагается лебедка);

Гусеничный трактор ВТ-100: технические характеристики, устройство, фото и видео

Трактор Т-100Б. Болотоход.

Т-100Б — данная модификация была разработана специально для передвижения по болотам, обладает повышенной проходимостью, измененным форматом гусениц;

Т-100БГ — данная модель также представляет собой болотоход, но уже на базе промышленной модификации Т-100 МГП;

Т-100МГС — данная разновидность использовалась для нужд сельского хозяйства, присутствует вал отбора мощности и навесная система для установки различного вида дополнительного оборудования (модель уже оснащалась гидравлическим оборудованием);

Т-100МГП — представляет собой промышленный трактор с передней навесной системой, а также гидравлическим оборудованием, а также жесткой сцепкой, расположенной в задней части вместо лебедки (возможна инсталляция выходного механизма для подключения задней навесной системы, а также вала отбора мощности);

Модификации трактора Т-100

Модификация трактора Т-100 МГП-1.

Т-100МГП-1 — представляет собой обычный трактор на базе Т-100 МГП, но с облегченной модификацией без кабины;

Т-100МЗГП — данная модификация снабжается сервомеханизмами для осуществления поворота трактором, они существенно уменьшают усталость водителя;

Т-100Т — трактор, модифицированный для осуществления процедуры укладки труб различного диаметра.

Инструкция по эксплуатации

Руководство должно быть тщательно изучено на этапе знакомства с техникой. В нем содержится следующая информация о тракторной машине гусеничного типа:

  • Устройство трактора ВТ-150
  • Технические характеристики приобретенной модели
  • Руководство по обкатке агрегата
  • Техобслуживание гусеничной машины
  • Перечень неисправностей

Коснемся коротко некоторых пунктов.

Обкатка

Обкатка производится с целью увеличения эксплуатационного срока силовой установки. Длится приработка около 8-ми часов и начинается без нагрузок. Постепенно нагрузки усиливаются и доводятся до максимального значения. По окончании обкатки необходимо сменить масло в системе.

Техническое обслуживание

Полный перечень производимых работ по обслуживанию гусеничного трактор ВТ-150 описан в инструкции. Мы же сделаем акцент на нескольких позициях, а именно:

  • Смена моторного масла через 100 проработанных моточасов. Для этих целей годятся минеральные масла или полусинтетика.
  • Смена трансмиссионного масла по истечении 1000 проработанных часов. Рекомендовано использовать масла: ТАД-17и и Тап-15в.

Трансмиссионное масло ТАд-17и Трансмиссионное масло ТАП-15В

Силовая установка трактора

Силовая установка, которая использовалась на тракторе С-100, была серьёзно модернизирована специально для «сотки». И получила номер Д-108. Четырехцилиндровый четырехтактный двигатель имел массу больше 2 т . Компоновка двигателя не поменялась, но камеру, в которой происходит смесеобразование и сгорание топлива, выполнили в днище поршня. Он же имел два маслосъемных и три компрессионных кольца. В головки цилиндров для установки форсунок запрессовали бронзовые втулки. Вместо одного распыляющего отверстия, стали выполнять пять. Кроме того, в масляном фильтре установили центрифугу.

Гусеничный трактор ВТ-100: технические характеристики, устройство, фото и видео

Трактор Т-100 стал первой промышленной машиной, в которой был использован пусковой двигатель. С помощью установки П-23 с электростартером зимой запускался основной дизельный мотор. Судя по отзывам людей, которые хоть раз в жизни управляли этой машиной, в тракторе использовали ещё один полезный механизм. Это вакуумное устройство, которое работало от энергии выхлопных газов. Оно позволяло заправлять горючим ёмкости, расположенные ниже уровня топливного бака.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.