Гусеничный трактор Т-4: устройство, особенности, технические характеристики, фото и видео

Особенности и параметры гусеничного трактора Т-4

В Советском Союзе выпускалось довольно большое количество разнообразной техники, включая и гусеничные тракторы. Несмотря на довольно большое разнообразие, некоторые модели подходили для определенных работ лучше, чем другие. В свое время, трактор Т-4 стал идеальной машиной для освоения целины. Его огромная мощность позволяла вспахивать даже мерзлый грунт без каких-либо проблем.

Двигатель

траткор т 4,1 Успехом выпускаемого на АТЗ гусеничного трактора, стал силовой агрегат. Отказавшись от традиционных четырёхцилиндровых двигателей, конструкторы предпочли рядный шестицилиндровый мотор, работавший на солярке.

Первая версия, получившая заводскую маркировку А-01МСИ-1, в процессе производства претерпела ряд изменений, коснувшихся эксплуатационных качеств.

Дальнейшие модификации получили, соответственно, маркировку А-01МРСИ-1 и А-01МКСИ-1. Но основные параметры агрегатов остались на прежнем уровне:

  • Мощность, на моторах ранних годов выпуска достигавшая 110 л. с., впоследствии увеличена до 135 л. с. (99 кВт). Такие показатели изначально обеспечивали трактору Т-4 повышенную тяговооружённость, чем у других тракторов выпускавшихся в СССР в середине шестидесятых годов.
  • Конструктивная масса – 1150 кг. Вес с учётом мощности двигателя, не становился препятствием для использования.
  • Рабочий объём – 11,15 литра при диаметре цилиндров 130 мм и ходе поршней 140 мм.

Частота вращения коленвала (номинальная) составляет 1700 об/мин, а запас крутящего момента оценивается в 25%. Несмотря на мощность и размеры, агрегат демонстрирует низкий – 163 г/л. с. в час – расход топлива.

Лучший показатель среди тракторных двигателей такого класса, производившихся в СССР. Специалисты, которым доводилось эксплуатировать рядные шестицилиндровые двигатели, знают, что такие моторы с исключительно ровными тяговыми характеристиками и сбалансированы.

Единственным серьёзным недостатком считают повышенную шумность, требующая установки шумоизоляции.

Трансмиссия и подвеска

трактор т 4 На машинах ранних годов выпуска имела 4 ступени для движения вперёд и столько же – назад. Четырёх передач оказалось недостаточно и позже устаревшую КПП заменили агрегатом с 8 ступенями переднего и 4 – заднего хода, обеспечивающая плавный разгон.

Максимальная скорость – 9,17 км/час – оказалась скромной. По этому параметру Т-4 уступает другим гусеничным тракторам, производившимся одновременно с ним в нашей стране.

Но низкая скорость компенсируется высоким коэффициентом тяги. В конструкции полужёсткой подвески применены технические решения, аналогичные решениям, использованным на тракторах Т-100м и Т-130.

В задней части гусеничные тележки связаны жёстко закреплённой осью. В задней – опираются на поперечную рессору. С учётом дорожного просвета в 380 мм, система подвеса гусеничных тележек обеспечивает проходимость.

Зависимый вал отбора мощности и развитая раздельно-агрегатная система позволяют устанавливать на трактор Т-4 навесное оборудование.

  • Плуги с пятью корпусами.
  • Агрегаты для сплошного культивирования и бороны.
  • Однозубые рыхлители.
  • Косилки и сеялки.
  • Навесные корчеватели.

История создания

Т-4 Алтаец

Трактор Т-4 — это разработка АТЗ — Алтайского тракторного завода. Данная модель производилась с 1964 по 1970 год и завоевала большую популярность среди фермеров. У модели есть как преимущества, так и недостатки, которые компенсируются его широкими функциональными характеристиками и сферой применения.

Т-4 Алтаец

Сейчас купить трактор Т-4 можно лишь в подержанном состоянии, новые модели давно не сходят с конвейера. Стоимость Т-4 в Украине колеблется от 35 до 50 тысяч гривен в зависимости от состояния. Купить «Алтаец» в России можно за 150-250 тысяч рублей. Внешний дизайн Т-4 немного напоминает белорусский трелевочник «Онежец», однако функционал двух машин отличается.

Устройство трактора Т-4

Устройство трактора Т-4

Данный гусеничный агрегат имеет классическую компоновку с габаритами, обозначенными на чертеже.

Чертеж трактора Т-4

При базе в 2,52 м и 8-тонном весе достаточно маневренный на поворотах – может развернуться на 1,7 м участке.

Основу конструкции составляет шарнирно-сочлененная рама, состоящая из траверс и лонжеронов.

На нее базируются:

  • мотор;
  • трансмиссия;
  • ходовая часть;
  • рабочие механизмы, приводящие в действие навесное оборудование;
  • узлы, отвечающие за эргономику – электросхема, кабина и сиденье тракториста.

Рассмотрим их более подробно.

Двигатель трактора Т-4

Оборудован 6-цилиндровым дизельным двигателем А01М, в час работы которого нужно 24 л солярки. Связан с пусковым устройством – ПД-10У, которое работает на смеси бензина и моторного масла.

Его особенности:

  • вертикальная компоновка цилиндров, которые запускаются 1/5/3/6/2/4;
  • 4-тактность;
  • электрический стартер, питающийся от аккумулятора;
  • наличие клапана декомпрессии, упрощающего пуск зимой.

Управление декомпрессионным и стартерным механизмом ведется дистанционно с кресла механизатора. В случае разрядки аккумулятора трактор беспроблемно заводится вручную – через специальный шнур, намотанный на маховик.

Трансмиссия

«Алтаец» оснащен механической трансмиссией с 12 режимами. Из них – 8 передних передач. За переключение между ними отвечают конические шестерни. Задние скорости запускаются отдельно рычагом реверс-редуктора. В отличие от ранних советских разработок, имеет планетарный редуктор, который регулирует ход на поворотах.

Ходовая часть

Трактор Т-4 передвигается гусеницах, которые состоят из:

  • 2 гусеничных цепей и тележек;
  • балансировочной рессоры – сохраняет центр тяжести и противодействует внезапному перевороту.

Каждая гусеничная тележка зафиксирована жестко без просветов. Сзади есть ведущая шестеренка, которая обеспечивает использование трактора Т-4 в качестве бульдозера.

Рабочее оборудование

Трактор Т4 имеет ряд дополнительных механизмов, локализованных в различных местах агрегата:

  • фронтальные навесные – установлены на лонжеронах передней полурамы;
  • трехточечные прицепные.

Их связь с вспомогательными адаптерами ведется через гидравлическую систему. Как и на других гусеничных тракторах она раздельно-агрегатная с насосом шестеренчатого типа и многопозиционным гидравлическим тумблером.

С трактором Т-4 совместимы:

  • Почвообрабатывающие орудия: 5-корпусный плуг; бороны; отвалы бесповоротного типа; зубчатые рыхлители; многорядные сеялки; косилки; грабли-ворошилки;
  • Лесозаготовительные – легко переоснащается в корчеватель или лесной трактор (трелевочник), которые собирает бревна и перевозит их к месту конечной дислокации;
  • Землеройные:
  • бульдозерный отвал;
  • ковш-погрузчик для земли.

Электроника и кабина оператора

Электроника и кабина оператора трактора Т-4

Традиционно трактор Т-4 производился с 2-местной кабиной — закрытой и расположенной на специальных пружинах. Сиденье водителя так же было подрессорено, однако от тряски это не спасало.

Имеет:

  • вентилятор;
  • отопительную систему, функционирующую от радиатора охладителя;
  • теплоизоляционную прошивку;
  • демпферные виброгасители.

Электроника данного агрегата – классическая 12-вольтная.

Она подает ток на:

  • стартер;
  • звукосигнализаторы;
  • предпусковой обогрев;
  • вентилятор;
  • свет – фары и габаритные огни.

Технические характеристики трактора Т-4:

  • Мощность – 100 л.с.;
  • Тяговое усилие – 4000 кгс;
  • Колея – 1,38 м;
  • Просвет – 36,2 см;
  • Диапазон скоростей (вперед) – 3,34 – 9,17 км/ч;
  • Бензобак – 300 л;
  • Давление на грунт – о,04 МПа;
  • Габариты – 4,65 х 1,95 х 2,84 м;
  • Вес – 8 т.

Дополнительное оборудование

Навесное оборудование фронтального типа крепилось к приваренным с внешней стороны рамы лонжеронам. Прицепное оборудование могло устанавливаться благодаря трёхтотчечной схеме соединения.

Трактор в поле

За работу дополнительного оборудования отвечает раздельная гидравлическая система, агрегатного типа. Необходимая для работы мощность проходит через промежуточный вал в ВОМ.

В качестве дополнительного оборудования использовались плуги, отвалы бульдозера, приспособления для уборки снега и боронения полей.

Технические характеристики:

Масса 7 600 кг
Клиренс 362 мм
Скорость передняя/задняя (макс.) 9/6 км/час
Ширина колеи 1 384 мм

Инструкция по эксплуатации

Правила ухода за Алтайцем и особенности его применения описаны в инструкции по применения. Далее представлены правила обслуживания и исправления основных неисправностей.

Техническое обслуживание

В настоящее время гусеничные трактора Т-4 в основном используются сезонно перед посадочными работами и после сбора урожая. Поэтому каждый владелец этой техники должен знать, как правильно начать работу после простоя.

Запуск трактора после консервирования:

  • Добавить масло и дизель;
  • Установить аккумулятор;
  • Убедиться в работоспособности мотора, а также системы торможения и управления;
  • Проверить, нет ли утечек масла или дизеля.

После проведения работ необходимо очистить машину от налипшей грязи и пыли. При эксплуатации в холодное время года следует каждый раз сливать топливо из системы по окончанию выполнения работ.

Для консервации Алтайца следует выполнить следующие действия:

  • Слить тосол, дизель, масло и прочие жидкости из систем;
  • Выставить коробку передач в нейтральное положение;
  • Вытащить аккумулятор;
  • Под гусеницы подложить подложку, чтобы предотвратить их выход из строя.

Основные неисправности и способы их устранения

Алтайская техника не отличается особым качеством сборки, поэтому зачастую приходится проводить мелкие ремонтные работы.

Если переключение передач затруднено:

  • Смазать доступные узлы водостойкой смазкой;
  • Залить масло в КПП;
  • Отрегулировать положение муфты сцепления.

Если гидронасос не работает:

  • Отсутствие масла;
  • Выход из строя системы контроля смазочного материала;
  • Проблемами гидравлической системы.

Задний мост и передвижение

Трактор Т-4А передвигается при помощи конечных передач, расположенных по сторонам основной рамы. Кроме них, корпус заднего моста содержит главную коническую передачу, пару тормозов на солнечных шестернях, два стояночных тормоза и систему управления ими. Здесь же находится планетарный одноступенчатый механизм поворота, опирающийся на 4 сателлитных блока.

т 4а трактор

Кроме основной функции (полной остановки), нажатием на педали стояночных тормозов можно заставить трактор развернуться на месте или сделать крутой поворот. Плавные небольшие повороты осуществляются при помощи планетарного механизма и тормозов на солнечных шестернях, которые приводятся в действие нажатием определенных рычагов в кабине.

характеристика трактора т 4а

Конечная передача состоит из пары цилиндрических шестерен и ведущего колеса. Гусеничные тележки имеют рамную конструкцию. К верхней части рамы крепится два поддерживающих катка, внизу расположены шесть опорных. Переднее колесо выполняет две функции — направление поворота, а также натяжение гусеницы. Вдоль всей тележки расположены боковые лонжероны, рассчитанные на крепление необходимого дополнительного оборудования.

Дополнительная комплектация

Фронтальные, навесные механизмы крепят на лонжероны на внешней части рамы. Механизмы прицепного типа подсоединяются к трёхточечной соединительной схеме. Работой подключенного оборудования руководит отдельная система гидравлики. К агрегату можно подсоединить такие механизмы:

  • Плуги различной формы;
  • Пятикорпусный плуг;
  • Культивирующие приспособления;
  • Боронировочные механизмы;
  • Бесповоротные отвалы;
  • Однозубые рыхлительные механизмы;
  • Сеялки;
  • Корчеватели;
  • Косилки.

Особенности эксплуатации и обслуживания Т-4

Сроки выполнения технического обслуживания:

  • во время обкатки (через 8 часов) — не выполняется, поскольку новые модели Т-4 не производятся;
  • после обкатки (каждые 50 часов);
  • далее каждые 125 моточасов.

При сезонном ТО (весна-лето/зима-осень) выполните такую проверку:

  • уровень масла;
  • работоспособность двигателя, тормозной системы, рулевой системы;
  • следите, чтобы не было течи масла, топлива;
  • по окончании работ всегда очищайте поверхность трактора и ключевых механизмов от остатков земли, песка, масляных пятен;
  • помните, что при минусовой температуре воздуха отработку топлива из системы топливной очистки нужно сливать ежедневно, а при плюсовой температуре — раз в три рабочих смены.

При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • слить отстой топлива;
  • все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
  • рычаги управления переместите на нейтраль;
  • выключите батарею аккумулятора;
  • под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.

Модельный ряд и комплектация

Производитель предлагал 4 варианта комплектации Т-4А.

  • Трактор мог иметь дополнительную навесную гидросистему, систему дополнительной навески + два силовых цилиндра — так называемая С1.
  • Второй вариант комплектации (С2) повторял первый, за исключением отсутствия цилиндров и системы дополнительной навески.
  • Комплектация С3 — только дополнительные силовые цилиндры, ничего более.
  • И наконец С4 — полный комплект: включает навесную гидросистему, систему дополнительных навесок, но отсутствуют цилиндры.

ремонт механизма поворота трактора т 4а

Модельный ряд можно представить в виде следующего списка:

  • Трактор Т4 — базовая модель, выпускаемая с 1964 по 1970 годы.
  • Трактор Т-4А — улучшенная модель, выпуск с 1970 по 1998 годы. Кроме обычного прицепного устройства, как у прототипа, имел несколько дополнительных возможностей для подсоединения дополнительных насадок. Также комплектовался более мощным двигателем.
  • Трактор Т-4АП — модель для промышленности, выпущенная впервые в 1972 году. Повторяет предыдущую версию, но не имеет возможности крепления приспособлений сзади. Зачастую использовался как бульдозер на стройках, из-за чего иногда назывался Б4. На основе его разработали Б4-М, но это отдельная тема.

Достоинства и недостатки

Владельцы машин отмечают положительные стороны при эксплуатации Т-4:

  • неприхотливый двигатель;
  • низкий расход топлива (6-8 л/га при культивации);
  • возможность использования дополнительного навесного оборудования от ДТ-75 или Т-150.

При этом встречаются нарекания в отношении конструкции:

  • необходимость частых проверок состояния системы охлаждения, поскольку перегрев головки блока приводит к разрушению перемычек около форсунок;
  • воздушный фильтр требует частого ухода и промывки;
  • в реверсивном редукторе используются дефицитные подшипники;
  • забивается грязью ходовая часть;
  • сложность ремонта двигателя;
  • жесткая подвеска;
  • низкая скорость движения (до 9 км/ч).

Ремонт

Управляемость — важный параметр, прямым следствием которого может стать усталость водителя. Учитывая, что в описываемом нами устройстве имеются несколько гидравлических систем, управляющих тормозами, механизмами навески и другим оборудованием, своевременный ремонт трактора Т-4А позволит увеличить ресурс службы и в то же время уменьшить негативные последствия.

Первым сигналом о неисправности в электрической системе машины будет изменение тона звукового сигнала. В таком случае следует обратить внимание на уровень электролита и его плотность в аккумуляторных батареях, разряженность батареи, время срабатывания электрического стартера. Если проблемы в батарее, как правило, совет один — заменить.

ремонт трактора т 4а

Рывки при движении гусениц, дополнительное усилие, прикладываемое при повороте, могут сигнализировать о неисправности гидросистемы. Ремонт механизма поворота трактора Т-4А начинается со снятия крышек на задней поверхности кожуха заднего моста. Далее, проверив положение контрольного штифта, расположенного на задней стенке корпуса вблизи рычагов управления поворотом, подтягивают регулировочную гайку. Ее правильное положение контролируется по натяжению ленты тормоза. Можно также проверить положение штифта. В нормальном состоянии он полностью скрыт.

Основные неисправности и их устранение

Основные неисправности трактора Т-4 и способы их устранения показаны в таблице 1.

Таблица 1.

Вид неисправности Способ устранения
1. Шумное, затрудненное переключение коробки передач Регулировка тормоза муфты сцепления, регулировка тяги блокировки
2. Сниженное или нулевое давление масла Дозаправка маслом
3. Нарушен механизм управления трактором (нарушения в работе тормозов) Регулировка зазора между тормозной лентой и барабаном
4. Шумит задний мост Регулировка натяжения конических подшипников
5. Не поднимается или не опускается навесное оборудование Замена пружины фиксатора механизма насоса
6. Быстро разряжается аккумулятор Очистка поверхности аккумуляторной батареи

Цена

Стоимость машин с пробегом, выпущенных в 90-е годы, составляет 250-400 тыс. рублей. Встречаются машины после капитального ремонта с заменой главных узлов силового агрегата и трансмиссии и установкой дополнительного оборудования. Стоимость тракторов достигает 800-850 тыс. рублей.

Трактор Т-4 Алтаец


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.