ЗИЛ 131 – ветеран, который до сих пор в строю

Что должен себе представить человек, не искушенный в автомобильных марках и индексах, когда слышит название ЗИЛ-131? Каковы технические характеристики этой машины, ее история и сферы применения?

ЗИЛ 131

Многолетняя история ЗИЛ 131

Около 20 лет военный ЗИЛ 131 выпускался в неизменном виде и только в 1986 году на его основе стали создаваться грузовики с модернизированной платформой и с улучшенными техническими характеристиками. Для нужд Вооружённых сил, а также некоторых гражданских организаций автозавод начал поставлять грузовики:

  • с дизельными силовыми агрегатами различными параметрами мощности (под индексом ЗИЛ 131Н1; ЗИЛ 131Н2);
  • с карбюраторами, без лебёдки, с установленной лебёдкой (ЗИЛ 131Н);
  • с шасси, предназначенными для установки специализированного оборудования — цистерн, маслозаправщиков, топливозаправщиков (ЗИЛ 131А).

Усовершенствованные автомобили при лёгкости управления отличались высокой проходимостью, хорошей маневренностью и устойчивостью движения.

КамАЗ 65115: технические характеристики, цена, видео.

Автомобиль КамАЗ 4308 — труженик малого и среднего бизнеса, описание тут.

О МАЗе 5516 читайте в статье.

Особенности электрооборудования

Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:

  • Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
  • Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
  • Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
  • Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.

ЗИЛ 131 – ветеран, который до сих пор в строю

Справочно: На случай поломки или выхода из строя коммутатора на авто устанавливался аварийный генератор импульсов. Благодаря его наличию, автомобиль мог оставаться в строю еще 30 часов.

Читайте также статью “Схема электропроводки ЗИЛ 5301: преемник традиций”.

Бесконтактная система зажигания

На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:

  • В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
  • В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
  • Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.

В свою очередь, электронная схема состоит из:

  • преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
  • электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.

ЗИЛ 131 – ветеран, который до сих пор в строю

Справочно: при замасливании свечей традиционная контактная система зажигания неспособна поджечь топливовоздушную смесь в цилиндрах. А бесконтактная способна сгенерировать больший импульс, т.е. она менее чувствительна к забрызгиванию свечей и к качеству самого топлива.

Особенности и недостатки бесконтактной системы

Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.

Применительно к ЗИЛ 131:

  • проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
  • на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
  • конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.

Внешний вид и кабина

Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.

Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.

В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.

Прятать двигатель под кабину не было целесообразно, так как это отрицательно влияло сразу на несколько факторов: ухудшался доступ в полевых условиях к моторному отсеку, при повреждении мотора во время боевых действий создавалась повышенная опасность.

Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.

Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.

Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.

Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.

Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:

  • Уровень бензина;
  • Вольтметр/амперметр;
  • Спидометр;
  • Давление масла;
  • Уровень температуры;
  • Тахометр.

Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.

Как правильно рассчитать объем кузова ЗИЛ

Для того чтобы узнать сколько кубов щебня в ЗИЛе самосвале, необходимо знать точные параметры объёма самого кузова. Для примера приведём данные самой популярной 130 модели машины.

Технические данные Значение
Общая техническая площадь для самосвальной платформы 8,7 м 2
Максимальный объем для самосвальной платформы 5 м 3
Максимальный объём с надставными бортовыми конструкциями 7,8 м 3
Предельный угол подъёма платформенной части 50 градусов
Режим управления разгрузкой Вправо, влево, назад
Размер кузова ЗИЛ самосвал по платформе 2325х3752 мм.

Если рассматривать характеристики, то максимальный объем кузова самосвала ЗИЛ может загрузить около 5 тонн. При наличии технической возможности допускается увеличение веса до отметки 6,5 тонн. Водители знают о данной особенности машины, и, при заказе, обязательно учитывают данный фактор. Как правило, в кузов, при перевозке обычных дров, можно вместить до 7-8 кубов материала.

Дополнительные нюансы расчёта

Кроме этого есть вспомогательные нюансы, которые определяют объем самосвала ЗИЛ при транспортировке различных групп строительных материалов. Большинство знают, что в ЗИЛе очень выгодно перевозить строительный песок, даже в небольших объемах, поскольку он может понадобиться только для возведения фундамента здания или проведения штукатурных работ. Лучшим вариантом расчёта данных для перевозки станет онлайн-калькулятор, который можно найти на строительном сайте.

Технические характеристики

Двигатель

Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.

Технические характеристики
Двигатель ЗИЛ-5081
Количество цилиндров 8
Расположение цилиндров V-образное под углом 90

о

Количество тактов 4
Диаметр цилиндра 100 мм
Ход поршня 95 мм
Объем двигателя 5,97 л
Степень сжатия 6,5
Мощность в киловаттах 110,3
Мощность двигателя в лошадиных силах 150
Максимальный крутящий момент 410 Ньютон метров
Максимальная скорость 85 км/ч
Максимальная скорость в составе автопоезда 75 км/ч
Тип охлаждения Жидкостное
Тип топлива Бензин А-76*
Расход топлива для автомобиля

#

35 литров на 100 км
Расход топлива в составе автопоезда

#

47 литров на 100 км

*Также подходят и большие октановые числа.

#

Представленные числа являются среднестатистическими.

В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.

Трансмиссия
Тип сцепления 24
Тип коробки переключения передач 182ЭМ/6СТ-132ЭМ
Количество ступеней
Синхронизаторы
Тип раздаточной коробки
Передаточное число раздаточной коробки
Первая ступень 2,08:1
Вторая ступень 1:1
Тип главной передачи Двойная
Передаточное число главной передачи 7,339:1
Привод задних мостов Последовательный проходной

Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.

Габариты
Размеры автомобиля
Длина 7 040 мм
Ширина 2 500 мм
Высота 2 480 мм
Размеры платформы
Длинна 3 600 мм
Ширина 2 322 мм
Высота 346 мм
Высота с учетом тента 569 мм
Погрузочная высота 1 430 мм
Колесная база 3 350 мм
Дорожный просвет 330 мм
Передняя колея 1 820 мм
Колея задних колес обоих мостов 1 820 мм
Колесная база 6х6
Наружный радиус поворота 10,2 м
Размер шин 12,00-12
Преодолеваемый брод 1,4 м
Преодолеваемый подъем 30

о

Длинна лебедки 50 м
Грузоподъемность
По шоссе 5 000 кг
По грунту 3 500 кг
Вес буксируемого прицепа 4 000 кг
Вес в полном снаряжении 10 425 кг

Электросистема

Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.

Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.

Подвеска

Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.

Двигатель

Карбюраторный двигатель ЗИЛ 131 устанавливался верхнеклапанный, восьмицилиндровый (с цилиндрами, расположенными под углом 90о), четырёхтактный, жидкого охлаждения, V-образный. Система питания силового агрегата включала: топливные баки (два), фильтр для очистки топлива, насос топливный, фильтр-отстойник, карбюратор, трубопроводы, приборы контроля уровня топлива.

Таблица 2 — Двигатель ЗИЛ 131 технические характеристики
Рабочий объём (л) 6.0
Допустимая мощность кВт (л.с.) 110.3 (150)
Степень сжатия 6.5
Диаметр цилиндра (мм) 100
Ход поршня (мм) 95
Крутящий момент при 2000 об/мин 410 (41)

Двигатель грузовика прочно крепился на трёх опорах и устанавливался в специальных резиновых элементах — втулках или массивных подушках. Они надёжно защищали силовой агрегат от вибраций и действия неуравновешенных сил во время розгона и торможения.

Камаз 5320: фото, видео, технические характеристики.

Полный обзор малотоннажного автомобиля Зил 5301 на этой странице.

Труженик под номером 3307 — технические характеристики здесь.

Совершенствование систем электрооборудования

Модернизировалось и электрооборудование ЗИЛ 131. В его схему входили приборы, которые образовывали самостоятельные системы, и каждая из них выполняла свою роль. Самыми важными являлись системы:Электрооборудование зил 131

  • зажигания;
  • электроснабжения;
  • запуска двигателя;
  • освещения и сигнализации;
  • измерительных и контрольных приборов.

В усовершенствованных моделях система зажигания ЗИЛ 131 была экранированной, герметизированной, бесконтактно-транзисторной и позволяла работать в самых сложных климатических условиях. Экранирование подавляло радиопомехи, которые возникали в момент работы системы зажигания, а герметизация обеспечивала ей нормальное функционирование, в то время когда автомобилю приходилось преодолевать броды.

Система зажигания ЗИЛ 131, схема которой включала специальные приборы, обеспечивала воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Благодаря этому было возможным производить запуск двигателя даже в самых суровых условиях эксплуатации автомобиля. Более надёжной и практичной стала схема электропроводки ЗИЛ 131. Усовершенствованная и упрощённая схема проводки ЗИЛ 131 давала возможность в полевых условиях производить обслуживание и регулировку её узлов.

Советской промышленности уже нет, а ее плоды остались

С 1966 до начала 90-х было выпущено более 1 миллиона автомобилей ЗИЛ-131 различных модификаций. Они использовались не только в советском хозяйстве и Вооруженных Силах, но и широко поставлялись за границу для поддержки товарищей по социалистическому лагерю. До сих пор в странах Африки и Средней Азии можно увидеть продукты советского автопрома. Армия Северной Кореи на 100% оснащена советскими ЗИЛами. Проверенные временем, эти транспорты доказали свою долговечность и пригодность к любым климатическим и дорожным условиям.

Немецкое качество в лице грузовика Ман

Бескапотный грузовичок УАЗ по прозвищу «Фермер» бросает вызов российскому бездорожью

Дейли Ивеко — описание и технические характеристики

Символ эпохи и эталон надёжности

Зил 131 фотоТехника пользовалась спросом и поставлялась во все регионы бывшего Союза, а также ряд стран Африки и Средней Азии, где отлично себя зарекомендовала.

Всего с 1967 года по 1990 год автозавод им. Лихачёва выпустил около 1 миллиона единиц разных модификаций грузовика ЗИЛ 131 (видео наглядно демонстрирует, какое изменение претерпели модели).

Автомобили широко применялись не только в Вооружённых силах, но и коммунальных хозяйствах, нефтегазовой промышленности, строительстве, МЧС. УАМЗ и по сей день продолжает выпускать пожарный ЗИЛ 131, предназначенный для тушения пожара с помощью воды и воздушно-механической пены.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.